Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/94149
Название: Опыт развития критического мышления сквозь призму восприятия визуального текста: психолого-педагогический аспект
Другие названия: Experience in Developing Critical Thinking Through the Prism of Visual Text Perception: Psychological and Pedagogical Aspect
Авторы: Симбирцева, Н. А.
Simbirtseva, N. A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Симбирцева Н. А. Опыт развития критического мышления сквозь призму восприятия визуального текста: психолого-педагогический аспект / Н. А. Симбирцева. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, № 4 (201). — С. 60-68.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о важности компетентного восприятия и интерпретации визуального образа/визуального текста человеком XXI в. через развитие навыков критического мышления, актуальных в ходе изучения гуманитарных дисциплин. В качестве базы существующих методик и технологий выступают психологические основания визуального восприятия и связанных с ним мыслительных операций, обусловливающих «схватывание» образа в его целостности, субъективность переживаний, ассоциативное мышление и запоминание. Выделяются основные составляющие критического мышления. Подчеркивается целенаправленный характер методики сегментного анализа визуального текста и ее педагогическая значимость в гуманитаристике. Основными результатами исследования являются следующие: охарактеризованы психологические особенности восприятия визуального образа/визуального текста, раскрыты особенности критического мышления при восприятии визуальной информации, предложена методика сегментного анализа и практика ее применения в процессе гуманитарного образования.
The article discusses the importance of competent perception and interpretation of a visual image / visual text by a person of the XXI century through the development of critical thinking skills that are relevant in the study of the humanities. The basis of existing methods and technologies is the psychological foundations of the perception of the visual and associated mental operations, which determine the “grasping” of the image in its integrity, the subjectivity of experiences, associative thinking and memorization. The main components of critical thinking are highlighted. The purposeful nature of the method of segment analysis of the visual text and its pedagogical signifi cance in the humanities are emphasized. The main results of the study are as follows: the psychological characteristics of the perception of a visual image / visual text, features of critical thinking in the perception of visual information are revealed, the method of segment analysis and the practice of its application in the process of humanitarian education.
Ключевые слова: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
СЕГМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИКИ
PSYCHOLOGICAL BASIS OF VISUAL PERCEPTION
VISUAL IMAGE
VISUAL TEXT
CRITICAL THINKING
INTERPRETATION
SEGMENT ANALYSIS
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE METHOD
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/94149
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44437495
ISSN: 2587-7151
2227-2275
DOI: 10.15826/izv1.2020.26.4.070
Сведения о поддержке: Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 17-29-09136/18.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2020-201-08.pdf610,16 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.