Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92774
Title: Библиометрический анализ взаимодействия ученых в российских вузах: кооперация vs индивидуальная продуктивность
Other Titles: Bibliometric Analysis of Scientifi c Collaboration in Russian Universities: Cooperation vs Individual Productivity
Authors: Матвеева, Н. Н.
Matveeva, N. N.
Issue Date: 2020
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Матвеева Н. Н. Библиометрический анализ взаимодействия ученых в российских вузах: кооперация vs индивидуальная продуктивность / Н. Н. Матвеева. — DOI 10.15826/umpa.2020.02.012 // Университетское управление: практика и анализ. — 2020. — Том 24. — № 2. — С. 26-43.
Abstract: В работе исследуется динамика взаимодействия представителей ведущих российских вузов за период с 2010 года по 2018 год включительно. Динамика научного сотрудничества в вузах оценивается на индивидуальном уровне и на уровне взаимодействия с другими организациями. Понимание, как устроена научная кооперация, какова ее дисциплинарная специфика и в чем состоят особенности кооперации в публикациях разного качества, – необходимое требование для организации в вузах научной деятельности. На основе библиометрических данных в статье анализируется, как изменилось число авторов и аффилируемых организаций в публикациях из различных научных областей и качественных сегментов. В вошедших в выборку для исследования вузах наблюдается рост научной кооперации как между отдельными учеными, так и между организациями. Число работ в соавторстве с представителями российских организаций выше, чем с представителями организаций зарубежных, однако доля таких работ в общем массиве публикаций стремительно снижается. В сегменте публикаций высокого качества вузы взаимодействуют чаще, чем в сегменте публикаций более низкого качества. При этом для взаимодействий в высококачественном сегменте характерно сотрудничество с зарубежными организациями, а в сегменте публикаций более низкого качества – с организациями российскими. Наибольшая доля научного сотрудничества выявлена в области физических наук, а наименьшая – в области наук социальных. Ограничением представленной работы является использование в ней данных, не в полной мере отражающих взаимодействие между организациями.
The paper studies the dynamics of scientific collaborations in leading Russian universities during 2010–2018. The author analyzes both individual and inter-organizational collaboration. Understanding how scientific cooperation is organized, its disciplinary specifics and qualitative differences provides important information for organizing scientific activities in universities. Based on bibliometric data we analyze changes in the number of authors and affiliated organizations according to publications from various scientific fields and quality segments. The sampling of the universities shows the growth of scientific collaboration both among individual scientists and among organizations. The number of works co-authored with Russian organizations is higher than with foreign ones, but the share of such works is rapidly decreasing. In the segment of high quality publications, universities collaborate more often than in the lower quality segment. At the same time, in the high quality segment universities more often collaborate with foreign institutions, whereas in the lower quality segment – with Russian organizations. The highest share of scientific collaboration is observed in physical sciences, the lowest – in social sciences. The analysis is limited by the data, which do not represent all collaborations between scientists.
Keywords: SCIENTIFIC COLLABORATION
UNIVERSITY COOPERATION
DISCIPLINARY SPECIFICS
CO-AUTHORSHIP
RUSSIAN UNIVERSITIES
BIBLIOMETRICS
НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
КООПЕРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СПЕЦИФИКА
СОАВТОРСТВО
РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
БИБЛИОМЕТРИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92774
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2020.02.012
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена в ходе работы по Программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».
The article was prepared within the framework of the HSE University Basic Research Program and funded by the Russian Academic Excellence Project 5-100.
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 2
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2020_2_26-43.pdf1,07 MBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons