Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/75883
Title: | Дефициты и парадоксы рынка высшего образования в России и его организации в российских вузах: что можно изменить? |
Other Titles: | Deficiencies and Paradoxes of the Higher Education Market in Russia and its Organization in Russian Universities: What Can Be Changed? |
Authors: | Прохоров, А. П. Блинов, В. Н. Prokhorov, A. P. Blinov, V. N. |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Издательство Уральского университета |
Citation: | Прохоров А. П. Дефициты и парадоксы рынка высшего образования в России и его организации в российских вузах: что можно изменить? / А. П. Прохоров, В. Н. Блинов. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 1-2. — С. 165-176. |
Abstract: | Статья относиться к категории концептуальных, хотя в ней присутствуют признаки обзора. Рассматриваются проблемы экономики и управления организациями высшей школы в РФ. Цель статьи – предложить новые подходы как для понимания и объяснения неэффективности университетского менеджмента, так и для улучшения технологии организации учебного процесса. «Дефекты рынка» образовательных услуг рассматриваются авторами в рамках традиционной микроэкономики. Управленческие проблемы университетов также изучаются под углом зрения экономических отношений: количественных показателей деятельности вузов, факультетов и кафедр, и их влияния на распределения ресурсов (в первую очередь, ставок и учебной нагрузки). В ходе исследования был выявлен ряд дефицитов в управлении вузами, общих с бизнес-структурами, обусловленных сложившейся деловой культурой. Вместе с тем обнаружены три специфические особенности университетского менеджмента. Это во-первых, фактическое отсутствие «управленческой вертикали», во-вторых, использование «учебных часов» как универсального инструмента учета затрат и организации работы внутри университета, и в-третьих, убежденность персонала в том, что в университетах ничего, кроме размера зарплаты и объема учебной нагрузки преподавателей, менять не нужно. Главные ограничения для реализации предложенных в статье мер носят не законодательный и не экономический характер, а связаны с традиционным укладом университетской жизни и неприятием конкуренции в преподавательской среде. Предложено изменить процедуру составления расписания учебных занятий при одновременном изменении порядка исчисления учебной нагрузки. Такая простая мера запустит долгосрочный процесс оздоровления организационно-управленческих отношений в университетах. Статья объясняет истоки ряда проблем высшего образования и предлагает методы их решения. Выводы полезны как для руководителей университетов и их подразделений, так и для преподавателей и студентов. |
Keywords: | «ВХОДНОЙ ПОРОГ» СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ ЗАТРАТНЫЙ МЕХАНИЗМ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧЕБНОЕ РАСПИСАНИЕ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/75883 |
Access: | Creative Commons Attribution License |
License text: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
ISSN: | 1999-6640 |
DOI: | 10.15826/umpa.2019.01-2.014 |
Origin: | Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 1-2 |
Appears in Collections: | Университетское управление: практика и анализ |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
UM_2019_1-2_165-176.pdf | 506,93 kB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License