Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69935
Title: Насколько «формальны» преобразования формы в современной русской поэзии
Other Titles: How “Formal” are Transformations in Modern Russian Poetry?
Authors: Фатеева, Н. А.
Fateeva, N. А.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Фатеева Н. А. Насколько «формальны» преобразования формы в современной русской поэзии / Н. А. Фатеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 115-133.
Abstract: В статье анализируется современное состояние русской поэзии. Автор приходит к выводу, что современная поэзия нацелена на эксперимент, прежде всего с формой текста, при этом сдвиги оказываются не только формальными, но и создают семантическое приращение. Констатируется, что эксперименты в поэзии связаны с приверженностью поэтов к метаязыковой рефлексии, которая заставляет их искать средства формальной экспрессивности на разных уровнях языка либо играть на взаимодействии уровней. К поискам в области формы предрасполагает и сама стиховая организация, подразумевающая вертикальный контекст, звуковую организацию, структурный параллелизм. Утверждается, что в современной поэзии тропы как семантические преобразования перестают играть первостепенную роль, и на их место приходят своеобразные «формотропы», в которых транспозиция формы и смысловой перенос порождают единый трансформирующий поэтический «сдвиг». Такая транспозиция формы может реализоваться как на уровне непосредственной записи текста или метаграфемики (графодериваты, особое расположение текста на странице, распределение пробелов, внутрисловные и межсловные знаки препинания, внутреннее членение слова), так и на уровне порождения словоформ, неологических по своему способу образования и семантической функции в тексте. В одном и том же тексте возможно присутствие и тех и других преобразований формы, тянущих за собой и семантические преобразования. При этом существуют поэтические тексты, в которых образность создается при помощи традиционных тропов, прежде всего компаративных (метафоры и сравнения). Во всех случаях можно констатировать, что теснота связи между словами внутри стиховых рядов каждый раз задается самим автором, и нет раз и навсегда заданных параметров ни семантической, ни синтаксической «тесноты стихового ряда».
This article analyses the current state of Russian poetry. The author concludes that modern poetry is aimed at experiment, primarily with the form of the text, herein the changes are not only formal but also create a semantic increment. It is stated that experiments in poetry are associated with the poets’ commitment to metalinguistic reflection, which forces them to seek means of formal expressiveness at different levels of the language or take advantage of the interaction of levels. The verse organisation itself implying a vertical context, sound organisation and structural parallelism also predisposes to form searches. It is argued that in modern poetry tropes as semantic transformations cease to play a primary role, and the so-called “formotropes” take their place, i.e. the transposition of form and semantic transfer give rise to a united transforming poetic “shift”. Such a form transposition can be performed both at the level of direct presentation of the text in the written form or at the metagraphic level (grapho-derivatives, special text arrangement on the page, distribution of spaces, intra-word and inter-word punctuation, internal division of the word), and at the level of generating word forms that are neological in their way of derivation and semantic functions in the text. In the same text, the presence of both form transformations causing semantic transformations is possible. At the same time, there are poetic texts in which figurativeness is created using traditional tropes, primarily comparative (metaphors and similes). In all cases it can be stated that the closeness of the connection between the words within the verse rows is each time set by the author, and there are no parameters specified once and for all for either the semantic or syntactic “tightness of the verse rows”.
Keywords: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ДИНАМИЗАЦИЯ ФОРМЫ
ФОРМОТРОПЫ
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
НЕОЛОГИЗМЫ
БЕСПУНКТУАЦИОННЫЕ ТЕКСТЫ
MODERN RUSSIAN POETRY
FORM DYNAMISATION
FORMOTROPES
SEMANTIC TRANSFORMATIONS
NEOLOGISMS
NON-PUNCTUATED TEXTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69935
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=37347743
WOS ID: WOS:000468447400009
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.1.009
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2019-184-09.pdf2,37 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.