Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58301
Title: Политика Европейских Сообществ в 1950–1960-е гг. в сфере высшего образования: идеи и воплощение
Other Titles: The Policy of European Communities in the Sphere of Higher Education in the 1950s and 1960s: Ideas and Their Implementation
Authors: Лескина, Н. В.
Leskina, N. V.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Лескина Н. В. Политика Европейских Сообществ в 1950–1960-е гг. в сфере высшего образования: идеи и воплощение / Н. В. Лескина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 1 (172). — С. 181-189.
Abstract: Статья посвящена малоизученному этапу формирования общей политики Европейских Сообществ, включающих Европейское объединение угля и стали (ЕОУС ), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), в сфере высшего образования – 1950–1960-м гг., ведь именно он характеризуется интенсивным поиском идей и наиболее активным сопротивлением их внедрению. Преобладающее в научной литературе объяснение перехода к наднациональному регулированию в 1970-е гг. исключительно экономическими причинами представляется недостаточным, поскольку не отвечает на вопрос, почему он произошел именно в эпоху, характеризуемую как евроскептицизм, или общий откат в европейской интеграции. Цель настоящей работы — проанализировать эволюцию образовательного сотрудничества в Европе в данный период с позиций транзакционного подхода, предполагающего взаимозависимость эволюции наднационального регулирования с транснациональной деятельностью. Источниками для написания статьи послужили официальные документы Евратома и ЕЭС, выступления политических деятелей о создании «европейского измерения» высшего образования, а также документы, отражающие позицию университетов. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что обсуждение возможных моделей гармонизации высшего образования Европы и формирование политики Сообществ в данной сфере начались задолго до ее закрепления в официальных документах в 1970-е гг. Этот длительный процесс характеризовался поиском новых идей и их адаптацией к сложившимся условиям. Опираясь на транснациональное сообщество и сети и одновременно способствуя их развитию, наднациональные органы смогли обеспечить поддержку своей деятельности. Сотрудничество Европейских Сообществ с академическим сообществом позволило заложить основы для создания нового наднационального европейского измерения в вузах.
This paper analyses one of the most under-researched stages of European Communities’ policies, including the European Coal and Steel Community (ECSC), the European Economic Community (EEC) and European Atomic Energy Community, in the sphere of higher education between the 1950s and 1960s, because it is characterised by a very intense search for ideas and the most active resistance to their implementation. The dominating economic explanation of the shift to supranational regulation in the 1970s existing in research works available seems insufficient, because it does not provide reasons why it occurred during the era of Euroscepticism, i.e. a setback in European integration. The aim of the paper is to analyse the evolution of educational cooperation during this period using transactional approach, involving the development of supranational regulation with transnational activities. The research relies on the official documents of Euratom and EEC, speeches of politicians on the “European dimension” of higher education, as well as documents reflecting positions of universities. Referring to their analysis, the author concludes that the discussion of the possible ways of harmonisation of higher education in Europe and Community policy making in this field had started well before its stipulation in official documents in the 1970s. This prolonged process was characterised by the search for new ideas and their adjustment to the environment of the period in question. Relying on the transnational community and networks, simultaneously fostering their development, supranational bodies garnered support for their activities. The cooperation between European Communities and academia allowed for the laying of foundations of a new supranational European dimension in universities.
Keywords: EDUCATIONAL POLICY
EUROPEAN COMMUNITIES
EURATOM
EEC
EU
HIGHER EDUCATION
EUROPEAN UNIVERSITY
EUROPEAN DIMENSION
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА
ЕВРАТОМ
ЕЭС
ЕС
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58301
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=32780616
WOS ID: WOS:000452470800014
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.1.014
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2018-172-15.pdf2,16 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.