Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/38742
Title: «Те, кого соединил не Бог, но Диавол, должны вместе отведать одних стрел и ран»: обвинение в иконоборчестве у Никифора Григоры
Other Titles: «Those Brought Together not by God, but by the Devil Must Share the Same Arrows and Wounds»: Accusation of Iconoclasm in Nicephorus Gregoras
Authors: Луховицкий, Л. В.
Lukhovitskiy, L. V.
Issue Date: 2015
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Луховицкий Л. В. «Те, кого соединил не Бог, но Диавол, должны вместе отведать одних стрел и ран»: обвинение в иконоборчестве у Никифора Григоры / Л. В. Луховицкий // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : [Изд-во Урал. ун-та], 2015. — Вып. 43. — С. 243-263.
Abstract: Никифор Григора первым их полемистов XIV в. выдвинул против Григория Паламы и его последователей обвинение в иконоборчестве, опираясь на сочинения Никифора Константинопольского, ложно приписанные Феодору Начертанному. В «Первых Антирретиках» и «Ромейской истории» он: 1. Обосновал правомочность использования антииконоборческих свидетельств в исихастских спорах; 2. Предложил оригинальную ересиологическую концепцию генетической и типологической связи между иконоборчеством и паламизмом; 3. Выстроил сложную систему политических аллюзий и исторических отражений, представив Паламу новым Евсевием Кесарийским, себя – новым Феодором Начертанным, а Иоанна VI Кантакузина – новым Феофилом.
Nicephorus Gergoras was the first polemicist of the XIVth century to bring an accusation of iconoclasm against Gregory Palamas and his partisans drawing upon Nicephorus’ of Constantinople writings erroneously ascribed to Theodore Graptos. In the “First Antirretici” and “Historia Rhomaike” he 1. Argued for the possibility of employing anti-iconoclastic testimonies in the Hesychast controversy; 2. Offered an original heresiological concept of genetic and typological connection between Iconoclasm and Palamism; 3. Created a complex system of political allusions and historical reflections, presenting Palamas as a new Eusebius of Caesarea, himself – as a new Theodore Graptos, and John VI Cantacuzene – as a new Theophilus.
Keywords: ICONOCLASM
HESYCHASM
HERESIOLOGY
GREGORY PALAMAS
NICEPHORUS GREGORAS
NICEPHORUS OF CONSTANTINOPLE
PHILOTHEUS COCCINUS
EUSEBIUS OF CAESAREA
THEODORE GRAPTOS
JOHN VI CANTACUZENE
ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИСИХАЗМ
ЕРЕСИОЛОГИЯ
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
НИКИФОР ГРИГОРА
НИКИФОР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
ФИЛОФЕЙ КОККИН
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
ФЕОДОР НАЧЕРТАННЫЙ
ИОАНН VI КАНТАКУЗИН
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/38742
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=26028390
ISSN: 0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2015.43.015
Origin: Античная древность и средние века. 2015. Вып. 43
Appears in Collections:Античная древность и средние века

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
adsv-43-15.pdf640,42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.