Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127714
Title: Семья как участник социального сопровождения выпускников учреждений интернатного типа
Other Titles: The Family as a Participant of Social Support for the Graduates of Сentres for Helping Children Left without Parental Care
Authors: Старикова, Е. А.
Starikova, E.
Issue Date: 2023
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Старикова Е. А. Семья как участник социального сопровождения выпускников учреждений интернатного типа / Е. А. Старикова // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 158-163.
Abstract: В статье описываются проблемы реализации социального сопровождения выпускников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в городе Новосибирске. В контексте осуществления демографической и социальной политики проблема социализации социально уязвимой молодежи, склонной к попаданию в эксклюзирующую среду, актуальна в научной и практической деятельности. Отсутствие возможности воспитываться в семье – один из основных факторов, оказывающих влияние на усвоение индивидом одобряемых обществом социальных ролей, воспроизведение семейных ценностей и паттернов поведения. Рассматривая социальное сопровождение данной социально уязвимой категории молодежи как эффективный механизм адаптации и социализации, важно понимать, как функционирует эта система и насколько она подвержена изменениям. В 2022 году автором было проведено социологическое эмпирическое исследование. Целью которого является описание изменений системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Новосибирске, происходящие в настоящее время. В исследовании приняли участие две группы респондентов. Первая категория – специалисты в области социального сопровождения (n=54), вторая категория – выпускники учреждений интернатного типа (Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей (n=145). Полученные результаты исследования подтверждают значимость участия семьи в процессе социального сопровождения выпускников учреждений интернатного типа, а также позволяют спрогнозировать возможные жизненные ориентиры, сформированные с учетом наличия и отсутствия в окружении выпускника благополучного примера семьи. Изучение роли семьи как участника сопровождения выпускников учреждений интернатного типа является значимым шагом в построении эффективной модели социального сопровождения.
The article describes the problems of implementing social support for the graduates of Centres for helping children left without parental care in Novosibirsk. In the context of the implementation of demographic and social policies, the problem of socializing socially vulnerable young people who are prone to falling into an exclusionary environment is relevant in science and practice. Lack of opportunity to be raised in a family is one of the main factors influencing an individual's assimilation of social roles, family values and patterns of behavior approved by society. Considering the social support for this socially vulnerable category of youth as an effective mechanism of adaptation and socialization, it is important to understand how this system functions and how susceptible it is to change. In 2022, the author conducted a sociological empirical study describing the changes taking place in the field of social support for graduates of Centres for helping children left without parental care in Novosibirsk. Two groups of respondents participated in the study – specialists in the field of social support (n=54) and graduates of Centers for helping сhildren left without parental care (n=145). The results of the study confirm the importance of family participation in the process of social support for graduates of residential institutions, and also allow us to predict the possible life orientations formed by taking into account the presence and absence in the graduate's environment of a prosperous family example. Studying the role of the family as a participant in accompanying the graduates of residential care institutions is an significant step in building an effective model of social support.
Keywords: СЕМЬЯ
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТИ-СИРОТЫ
ДЕТИ
ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЛИЦА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
FAMILY
SOCIAL SUPPORT
ORPHANED CHILDREN
CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
PERSONS FROM AMONG ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
SOCIALIZATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127714
Conference name: Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность»
Conference date: 17.03.2023–18.03.2023
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766047
ISBN: 978-5-7996-3722-4
Origin: XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023
Appears in Collections:Уральские социологические чтения

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
978-5-7996-3722-4_2023_38.pdf286,04 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.