Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/126887
Title: | К вопросу об инновационном развитии дошкольного образования |
Other Titles: | On the Issue of Innovative Development of Preschool Education |
Authors: | Григорьева, Н. М. Шаброва, Н. В. Grigorieva, N. Shabrova, N. |
Issue Date: | 2023 |
Publisher: | Издательство Уральского университета |
Citation: | Григорьева Н. М. К вопросу об инновационном развитии дошкольного образования / Н. М. Григорьева, Н. В. Шаброва // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17–18 апреля 2023 г. : в 2-х томах. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2023. — Т. 1. — С. 121-124. |
Abstract: | Важным направлением современной государственной образовательной политики в России является совершенствование системы дошкольного образования на основе принципов демократии, гуманизма, раннего развития детей, посредством инвестиций в их человеческий капитал. Эта задача преобразования дошкольного образования может быть решена путем изменения ее качества, перевода в режим инновационного развития. Одним из механизмов реализации новых целей и направлений государственной политики в дошкольном образовании является вовлечение в этот процесс семьи и активизация взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с ней. Цель статьи – изучить институциональные возможности вовлечения родителей в процесс соуправления процессом инновационного развития дошкольного образования и необходимости управления данным процессом. Эмпирическая база публикации – традиционный анализ документов (нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения участников образовательного процесса в сфере дошкольного образования, и научной литературы). В работе показано, что на институциональном уровне созданы условия для включения родителей в процесс соуправления инновационным развитием системы дошкольного образования. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» родители несовершеннолетних детей являются участниками образовательных отношений со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. ФГОС ДОУ определяет взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в качестве необходимого фактора для целостного развития личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания. Анализ научных исследований показал, что большинстве случаев ученые изучают взаимодействие и участие родителей в соуправлении развитием системы школьного образования, в то время как работ, посвященных изучению данных аспектов ДОУ очень мало. Отмечается, что требования родителей к ДОУ повысились. Это влечет за собой необходимость формирования и развития у педагогов новых компетенций: умений реагировать на запросы родителей, выстраивать с ними конструктивные взаимодействия. Делается вывод о том, что для системы дошкольного образования необходима разработка технологий управления инновационным развитием ДОУ, учитывающих широкий спектр условий и факторов, в том числе позицию всех участников образовательных отношений (в том числе родителей), их вовлечение в процесс инновационного развития системы дошкольного образования. An important direction of the modern state educational policy in Russia is the improvement of the preschool education system based on the principles of democracy, humanism, early development of children, through investments in their human capital. This task of transforming preschool education can be solved by changing its quality, transferring it to the mode of innovative development. One of the mechanisms for the implementation of new goals and directions of state policy in preschool education is the involvement of the family in this process and the activation of interaction of preschool educational institutions with it. The purpose of the article is to study the institutional possibilities of involving parents in the process of co–management of the process of innovative development of preschool education and the need to manage this process. The empirical basis of the publication is the traditional analysis of documents (normative legal acts regulating the relationship of participants in the educational process in the field of preschool education, and scientific literature). The paper shows that conditions have been created at the institutional level for the inclusion of parents in the process of co-management of the innovative development of the preschool education system. In accordance with the Law "On Education in the Russian Federation", parents of minor children are participants in educational relations with all the circumstances that follow from this. The Federal State Educational Standard defines the interaction of a preschool institution with a family as a necessary factor for the holistic development of a preschooler's personality and increasing the competence of parents in the field of education. The analysis of scientific research has shown that in most cases, scientists study the interaction and participation of parents in the co-management of the development of the school education system, while there are very few works devoted to the study of these aspects of preschool education. It is noted that the requirements of parents to the preschool educational institutions have increased. This entails the need for the formation and development of new competencies among teachers: the ability to respond to the requests of parents, to build constructive interactions with them. It is concluded that for the preschool education system, it is necessary to develop technologies for managing the innovative development of preschool education, considering a wide range of conditions and factors, including the position of all participants in educational relations (including parents), their involvement in the process of innovative development of the preschool education system. |
Keywords: | УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ ИННОВАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКОВ MANAGERIAL INNOVATIONS INNOVATIONS MANAGEMENT PRESCHOOL EDUCATION INTERACTION OF PRESCHOOL INSTITUTIONS AND FAMILIES OF PUPILS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/126887 |
Conference name: | IX Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» |
Conference date: | 17.04.2023–18.04.2023 |
RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=54639216 |
ISBN: | 978-5-7996-3719-4 978-5-7996-3720-0 (т. 1) |
Origin: | Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1. — Екатеринбург, 2023 |
Appears in Collections: | Конференции, семинары, сборники |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
978-5-7996-3720-0_2023-27.pdf | 105,6 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.