Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109632
Title: Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений
Other Titles: Typology of career trajectories and motivation of their choice by teachers of higher education institutions
Authors: Ефимова, Г. З.
Efimova, G. Z. 
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Ефимова Г. З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений / Г. З. Ефимова // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Том 25. — № 3. — С. 56-69.
Abstract: This research article presents a typology of career trajectories for higher educational institutions’ teachers and examines their motives of a potential change in a career trajectory, their willingness to move to work in another university or leave the academic field. The motives for choosing a career path are systematized and ranked. There was carried out an empirical research using the method of semi-structured interviews with 108 professors and managerial staff representatives of Russian universities. The informants were selected according to gender, age, industry characteristics, their working experience in higher education and positions held. The results of the study identified three categories of workers: loyal to their organization (not meaning to change their working place and sphere of interests); dedicated to the profession (admitting a transfer to another university, but not planning to leave the academic field); and change-oriented (considering the possibility of choosing another job – outside the academic sector). The empirical research has shown that teachers with extensive work experience are most willing to change their current jobs. The originality of the study lies in developing a typology of career trajectories for teachers and in clarifying key motivations within the subgroups included in the typology presented, as well as in using a qualitative method for studying career trajectories in relation to scientific and pedagogical workers. A qualitative analysis of career strategies made it possible to analytically assess the informants’ opinions. The article is of interest to the higher education researchers involved in the process of personnel management and in training scientific and pedagogical workers. It will also be useful for heads of HR departments and for HEI vice-rectors dealing with personnel issues.
В данной исследовательской статье представлена типология карьерных траекторий преподавателей высших учебных заведений и рассмотрены мотивы потенциальной смены карьерной траектории, готовности перейти на работу в другой вуз либо покинуть академическую сферу. Мотивы выбора карьерного трека систематизированы и ранжированы. Эмпирическое исследование проведено с применением метода полуструктурированного интервью со 108 сотрудниками российских университетов, относящимся к административно-управленческому персоналу и научно-педагогическим работникам. Информанты отобраны в соответствии с половозрастными, отраслевыми характеристиками, опытом работы в сфере высшего образования и занимаемыми должностями. По результатам исследования выделены три категории работников: преданные организации (не предполагающие смену рабочего места и сферы деятельности); преданные профессии (допускающие переход в другой вуз, но не планирующие уходить из академической сферы); ориентированные на изменения (допускающие смену рабочего места вне академического сектора). Результаты эмпирического исследования показали, что преподаватели, имеющие богатый трудовой опыт, проявляют наибольшую готовность к смене места работы. Новизна проведенного исследования заключается в разработке типологии карьерных траекторий преподавателей и в уточнении ключевых мотиваций внутри подгрупп, входящих в представленную типологию, а также в применении качественного метода для изучения карьерных траекторий научно-педагогических работников. Качественный анализ карьерных стратегий позволил выявить аналитический срез мнений информантов. Статья представляет интерес для исследователей высшего образования, вовлеченных в процесс кадрового управления и в развитие научно-педагогических работников, и будет полезна руководителям отделов по работе с персоналом и проректорам вузов, занимающимся кадровыми вопросами.
Keywords: CAREER
CAREER PATH
CAREER STRATEGIES
CAREER MOTIVATION
LEAVING THE JOB
TEACHER
ACADEMIC STAFF
TEACHING STAFF
RESEARCH STAFF
HIGHER EDUCATION INSTITUTION
HIGHER EDUCATION
HIGHER SCHOOL
ACADEMIC CAREER
КАРЬЕРА
КАРЬЕРНЫЙ ТРЕК
КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ
КАРЬЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ
УХОД ИЗ ПРОФЕССИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШАЯ ШКОЛА
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109632
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2021.03.027
Sponsorship: Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда (РНФ); проект № 19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (руководитель НИР А. Н. Сорокин, кандидат исторических наук, директор школы исследований окружающей среды и общества, Тюменский государственный университет).
RSCF project card: 19-18-00485
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 3
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2021_3_56-69.pdf720,7 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons