Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/99965
Title: The False Dmitry and James the Old Pretender: Mary Pix’s The Czar of Muscovy
Authors: Al-Shayban, S.
Issue Date: 2021
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Al-Shayban S. The False Dmitry and James the Old Pretender: Mary Pix’s The Czar of Muscovy / S. Al-Shayban // Quaestio Rossica. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 647-665.
Abstract: Пьеса «Царь Московии» (1701) британского драматурга Мэри Пикс (1666–1709) не получила достаточного освещения в литературоведении, в отличие от других ее произведений. Настоящая статья предлагает новый подход к анализу пьесы, которая повествует о правлении самозванца Дмитрия I Ивановича (1605–1606), убитого в результате мятежа. Произведение сосредоточено вокруг Лжедмитрия I, Смутного времени и драматической роли главного героя как метафорической параллели католика Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта (Джеймса Старого Претендента). Пикс манипулирует общественным и личным образом Лжедмитрия I, чтобы достичь другой цели – подорвать попытки Джеймса Старого Претендента захватить английский трон: сюжет следует воспринимать через сопоставление публичных образов русского и английского самозванцев, которые обладают существенным сходством. Образу Лжедмитрия свойственны женоподобие и склонность к тирании, проявляющиеся в том, как он обращается с женщинами, сыгравшими ключевую роль в его жизни, – царицей Марией, его предполагаемой матерью императрицей Софией и пленницей Зарряной. Каждая из них помогает ему достичь цели и взойти на престол, только чтобы в итоге его уничтожить. Обращаясь к своей женской аудитории и побуждая ее не допустить восстановления самозванца на престоле, автор пьесы изображает этих героинь как могущественных персонажей, сталкивающихся с угнетением, но побеждающих. Можно сделать вывод, что русская история выступает в пьесе в качестве динамической объединяющей силы, которая преодолевает границы времени и географии.
The British dramatist Mary Pix’s (1666–1709) play The Czar of Muscovy (1701) has received limited and inconsistent critical attention compared to her other plays. This paper offers a fresh analysis of the play, which depicts the rule of the Russian pretender Dmitry Ivanovic, which lasted from 1605 to 1606 when he was killed in an uprising. The reading centralizes the history of false Dmitry during the Time of Troubles and his dramatic role as a figurative representation of the English Catholic pretender James Edward Francis Stuart (James the Old Pretender). Pix manipulates the public and private image of the False Dmitry (called Demetrius in the play) to undermine the Catholic pretender James’ claim to the English throne. This can be seen through a comparison of their public image and similar biographical details. Demetrius’ private image displays his tyranny and effeminacy, which are exposed through his treatment of the key women in his life: Queen Marina, his supposed mother Empress Sophia, and his captive Zarriana. In their own ways, the three women help him to reach the throne only to destroy him. Their dramatization as powerful agents who face oppression and achieve triumph is a message to Pix’s female audience to emulate the female characters and prevent the restoration of the pretender. Thus, Russian history emerges as a dynamic and unifying force that transcends time and geography.
Keywords: МЭРИ ПИКС
РОССИЯ XVII В.
АНГЛИЯ XVII В.
САМОЗВАНЦЫ
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
MARY PIX
17TH-CENTURY RUSSIA
17TH-CENTURY ENGLAND
PRETENDERS
TIME OF TROUBLE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/99965
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46261224
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2021.2.601
Origin: Quaestio Rossica. 2021. Т. 9. № 2
Appears in Collections:Quaestio Rossica

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
qr_2_2021_16.pdf413,94 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.