Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/98189
Title: Драйверы развития региональных систем высшего образования
Other Titles: Drivers for development in regional higher education
Authors: Сандлер, Д. Г.
Судакова, А. Е.
Тарасьева, Т. В.
Sandler, D. G.
Sudakova, A. E.
Tarasyeva, T. V.
Issue Date: 2020
Publisher: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Citation: Сандлер Д. Г. Драйверы развития региональных систем высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Е. Судакова, Т. В. Тарасьева. – DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-6 // Экономика региона. — 2020. — Том 16, выпуск 4. — С. 1087-1103.
Abstract: Высшее образование претерпевает существенную трансформацию в России и в мире. Вузам и государству приходится решать сложные и порой разнонаправленные задачи. Анализ теоретических исследований типов вузов и определяющих их факторов позволяет сформировать представление о возможных драйверах развития, а многопараметрическая методика оценки состояния высшего образования позволяет выделить факторы, в наибольшей степени влияющие на изменение состояния высшего образования. Исследование показало, что факторы, влияющие на развитие системы высшего образования, зависят от стратегии развития и экономической модели вуза, государственных программ, содержащих рекомендации по развитию образовательной среды. Существенное влияние на развитие региональных систем высшего образования оказывает наличие в регионе ведущего вуза, поскольку создание таких вузов изначально было нацелено на опережающее развитие. Данная ситуация экономически обусловлена и объясняется высокой зависимостью вузов от государственного бюджета. При этом на базе ведущего вуза формируется академическая среда для активности научно-педагогических работников и студентов. Именно активность научно-педагогических работников в научно-исследовательской деятельности, а студентов - в академической сфере позитивно влияют на динамику развития региональных систем. Нарастание разрыва между ведущим и остальными вузами ведет к монополизации, снижению конкуренции и, как следствие, к снижению эффективности деятельности. Появляется необходимость в структурной перестройке. К частным факторам, влияющим на развитие системы высшего образования, относятся показатели научной деятельности и успеваемости студентов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что зафиксированные тенденции усилятся и будет наблюдаться дальнейшая дифференциация региональных систем высшего образования с одновременным улучшением исследовательских и образовательных характеристик отдельных вузов. Однако необходимо отдельное исследование вопроса целесообразности структурной перестройки в рамках региональных систем, в связи с нарастающими в них диспропорциями в развитии.
Recently, higher education in Russia and abroad has been transformed significantly. Both universities and the state have to tackle challenging and multidirectional tasks. Analysis of theoretical research on the types of higher education institutions and the determining factors provides insights into drivers for development. Simultaneously, multivariate methodology for assessing the state of higher education allows identifying the factors that most affect its transformation. The study demonstrates that these factors depend on the development strategy and economic model of a university as well as government programmes for the development of education and science. One of the major factors affecting the development of regional higher education is the presence of a leading university in the region. This situation is economically justified due to the strong dependence of universities on the federal budget. Moreover, a leading university creates an educational environment for academic staff and students. Their participation in scientific research and academic activities positively influence the development of regional systems. The growing gap between the leading university and other education institutions leads to monopolisation, decrease in competition, and, consequently, decline in performance. Thus, there is a need for structural changes. The particular factors affecting the development of the higher education are the indicators of academic activity and student performance. The conducted analysis suggests the intensification of the trends, indicating further differentiation of regional higher education system with a simultaneous improvement of individual universities in research and development. Additionally, it is necessary to examine the feasibility of structural adjustment within regional systems due to the growing imbalances in development.
Keywords: HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
TYPOLOGY
RANKINGS
REGIONAL UNIVERSITY
RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
DEVELOPMENT FACTORS
DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES
REGIONAL SYSTEMS
HIGHER EDUCATION
COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ТИПОЛОГИЯ
РЕЙТИНГИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ
НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
РАЗВИТИЕ ВУЗОВ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА
URI: http://hdl.handle.net/10995/98189
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: 44448544
SCOPUS ID: 85100220657
WOS ID: 000604649400006
PURE ID: 20463065
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-6
metadata.dc.description.sponsorship: Работа выполнена при финансовой поддержке Постановления № 211 Правительства Российской Федерации, контракт № 02.A03.21.0006.
The article has been prepared with the support of the Act 211 of the Government of the Russian Federation, the contract No. 02.A03.21.0006.
Origin: Экономика региона. 2020. Том 16, выпуск 4
Appears in Collections:Economy of Region

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
2020_4_008.pdf1,5 MBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons