Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98023
Title: Научное руководство аспирантами: систематический обзор подходов к концептуализации и эмпирическому анализу
Other Titles: Doctoral Students’ Academic Supervision: A Systematic Review of Approaches to Conceptualization and Empirical Analysis
Authors: Григорьева, А. В.
Терентьев, Е. А.
Grigoryeva, A. V.
Terentev, E. A.
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Григорьева А. В. Научное руководство аспирантами: систематический обзор подходов к концептуализации и эмпирическому анализу / А. В. Григорьева, Е. А. Терентьев // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Том 25. — № 1. — С. 49-61.
Abstract: В статье представлен систематический обзор теоретико-методологических подходов российских и зарубежных исследователей к концептуализации и эмпирическому изучению научного руководства аспирантами. В зависимости от того, кому приписывается основная ответственность за итоговый результат, выделяются три подхода: наставнический, аспирантоцентрированный и средовой. В рамках наставнического подхода ответственность за результат приписывается научному руководителю. Этот подход укоренен в так называемой модели наставничества, когда аспирант рассматривается в качестве «неофита», которого научный руководитель вводит в академический мир. Для аспирантоцентрированного подхода характерно возложение значительной части ответственности на аспиранта, и в фокусе изучения оказываются его характеристики (мотивационные, коммуникационные, психологическое благополучие и др.), а также ожидания от научного руководства и его результаты. Этот подход предполагает активную роль аспиранта и восходит к моделям студентоцентрированной педагогики. Средовой подход фокусируется на изучении роли среды, помещая в центр изучения вопросы, связанные с академической и социальной интеграцией аспирантов. Отмечается, что все эти подходы обладают рядом ограничений, связанных с фокусировкой на отдельных факторах образовательного процесса и с недостаточным вниманием к динамическому и относительному характеру различных аспектов научного руководства и их связи с результативностью аспирантской подготовки. Обосновывается важность развития реляционного подхода к изучению научного руководства, который синтезирует ключевые положения рассмотренных подходов, предполагая распределенную модель ответственности в процессе научного руководства и обращение к изучению «образовательных альянсов», понимаемых шире пар или команд научных руководителей и аспирантов. В фокусе такого подхода – не только активность отдельных акторов, но и система взаимоотношений между ними.
The article presents a systematic review of theoretical and methodological approaches to the conceptualization and empirical study of doctoral students’ supervision. Three approaches (mentoring, doctoral student-centered, and environmental) are distinguished depending on the main responsibility for the result. The mentoring approach attributes the responsibility for the result to the supervisor. This approach is generally associated with the so-called «apprentice model», which understands the doctoral student as a «neophyte» introduced to the academic world by the supervisor. The doctoral student-centered approach is characterized by imposing the responsibility mainly on the doctoral student. This approach assumes a more active role of the doctoral student and goes back to the models of student-centered pedagogy. The environmental approach focuses on studying the role of the environment and on the issues related to the academic and social integration of doctoral students. All these approaches notably have a number of limitations due to their concentration on certain factors of the educational process and less attention to the dynamic and relative nature of various aspects of academic supervision and its relationship with the effectiveness of doctoral training. There is substantiated the importance of developing a relational approach, which would synthesize the key points of the three approaches considered, and assume a distributed model of responsibility within the academic supervision. As it understands «learning alliances» more broadly than pairs or teams of scientific supervisors and graduate students, this approach focuses not only on the activity of individual actors, but also on the system of relationships between them.
Keywords: DOCTORAL STUDENTS’ ACADEMIC SUPERVISION
ACADEMIC STAFF TRAINING
DOCTORAL STUDENTS’ ATTRITION
LEARNING ALLIANCES
ACADEMIC INTEGRATION
RELATIONAL APPROACH
НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО АСПИРАНТАМИ
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ОТСЕВ В АСПИРАНТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98023
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2021.01.004
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 1
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2021_1_49-61.pdf646,48 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons