Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/95032
Title: Упадок византийской талассократии
Other Titles: Decline of the Byzantine Thalassocracy
Authors: Кущ, Т. В.
Kushch, T. V.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Кущ Т. В. Упадок византийской талассократии / Т. В. Кущ. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 4 (202). — С. 126-138.
Abstract: После 1204 г. Византийская империя утратила контроль над Восточным Средиземноморьем. Восстановление государственности в 1261 г., тем не менее, не вернуло ей господство на морях. В регионе утвердились латиняне, прежде всего венецианцы и генуэзцы, которые имели владения в Эгеиде и Черном море и вели здесь активную морскую торговлю. В условиях территориальной разобщенности византийских владений, высокой активности в регионе европейцев и растущей угрозы османских завоеваний для Византии резко возрастало значение морских путей. Данная статья посвящена анализу специфики византийских морских коммуникаций и их роли в судьбе империи в период геополитических перемен XIV–XV вв. Основываясь на письменных источниках, автор статьи рассматривает состояние византийского флота, роль иностранцев в обеспечении перемещений внутри империи и за ее пределы, значение морского сообщения в периоды турецких осад византийских городов. Выявлено, что империя не могла собственными силами обеспечить устойчивые и регулярные морские контакты между отдельными частями своих владений и внешние связи с Западом. Упадок флота и недостаток материальных ресурсов вынуждали византийцев использовать в качестве транспортных средств иностранные суда. Итальянцы, прежде всего венецианцы, предоставляли корабли византийским императорам и дипломатам, совершавшим официальные поездки на Запад, осуществляли перевозку внутри региона людей и товаров, обеспечивали продовольствием жителей осажденных городов. Делается вывод, что транспортная зависимость Византии от итальянских морских республик обнаруживала ее экономическую и политическую слабость. Утрата контроля над морскими путями в Восточном Средиземноморье и деградация собственной системы транспортного сообщения способствовали упадку и падению Византии в 1453 г.
After 1204, the Byzantine Empire lost control over the Eastern Mediterranean. The restoration of the Empire in 1261, however, did not recover its sea dominance. The Latins, especially the Venetians and the Genoese, who had possessions in the Aegean and the Black Seas and conducted active maritime trade there, established themselves in the region. The importance of sea routes for Byzantium increased dramatically given the territorial dispersion of the Byzantine possessions, the high activity of Europeans in the region, and the growing threat of an Ottoman conquest. This article analyses the specifics of Byzantine sea communications and their role in the fate of the Empire during the period of geopolitical changes between the fourteenth and fifteenth centuries. Based on written sources, the author examines the condition of the Byzantine fleet, the role of foreigners in ensuring movement within and outside the Empire, and the meaning of the sea communication during the Ottoman sieges of Byzantine cities. The author reveals that the Empire could not provide stable and regular sea contacts between separate parts of its territories and external relations with the West on its own. The decline of the fleet and the lack of material resources forced the Byzantines to use foreign ships as means of transportation. The Italians, especially the Venetians, provided transport to the Byzantine emperors and diplomats who made official trips to the West, transported people and goods within the region, and provided food for the inhabitants of besieged cities. It is concluded that the transport dependence of Byzantium on the Italian maritime republics testified to its economic and political weakness. The loss of control over the sea routes in the Eastern Mediterranean and the degradation of its own transport system contributed to the decline and fall of Byzantium in 1453.
Keywords: LATE BYZANTIUM
MARITIME COMMUNICATION
ITALIAN MARITIME REPUBLICS
THALASSOCRACY
OTTOMAN CONQUEST OF BYZANTIUM
ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ
МОРСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
ИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ РЕСПУБЛИКИ
ТАЛАССОКРАТИЯ
ОСМАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ВИЗАНТИИ
URI: http://hdl.handle.net/10995/95032
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44495283
WOS ID: WOS:000604183000008
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.4.067
metadata.dc.description.sponsorship: The research is sponsored by the Russian Foundation for Basic Research (project 18-09-00091 “The Ottoman Sieges of Late Byzantine Cities: Particulars of Urban Society’s Functioning in the Situation of Inter-Civilizational Conflict”).
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-09-00091 «Турецкие осады поздневизантийских городов: особенности функционирования городского социума в ситуации межцивилизационного конфликта».
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4 (202)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2020-202-08.pdf577,83 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons