Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95032
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorКущ, Т. В.ru
dc.contributor.authorKushch, T. V.en
dc.date.accessioned2021-01-12T08:59:30Z-
dc.date.available2021-01-12T08:59:30Z-
dc.date.issued2020-
dc.identifier.citationКущ Т. В. Упадок византийской талассократии / Т. В. Кущ. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 4 (202). — С. 126-138.ru
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/95032-
dc.descriptionSubmitted: 15.06.2020. Accepted: 11.11.2020.en
dc.descriptionПоступила в редакцию: 15.06.2020. Принята к печати: 11.11.2020.ru
dc.description.abstractПосле 1204 г. Византийская империя утратила контроль над Восточным Средиземноморьем. Восстановление государственности в 1261 г., тем не менее, не вернуло ей господство на морях. В регионе утвердились латиняне, прежде всего венецианцы и генуэзцы, которые имели владения в Эгеиде и Черном море и вели здесь активную морскую торговлю. В условиях территориальной разобщенности византийских владений, высокой активности в регионе европейцев и растущей угрозы османских завоеваний для Византии резко возрастало значение морских путей. Данная статья посвящена анализу специфики византийских морских коммуникаций и их роли в судьбе империи в период геополитических перемен XIV–XV вв. Основываясь на письменных источниках, автор статьи рассматривает состояние византийского флота, роль иностранцев в обеспечении перемещений внутри империи и за ее пределы, значение морского сообщения в периоды турецких осад византийских городов. Выявлено, что империя не могла собственными силами обеспечить устойчивые и регулярные морские контакты между отдельными частями своих владений и внешние связи с Западом. Упадок флота и недостаток материальных ресурсов вынуждали византийцев использовать в качестве транспортных средств иностранные суда. Итальянцы, прежде всего венецианцы, предоставляли корабли византийским императорам и дипломатам, совершавшим официальные поездки на Запад, осуществляли перевозку внутри региона людей и товаров, обеспечивали продовольствием жителей осажденных городов. Делается вывод, что транспортная зависимость Византии от итальянских морских республик обнаруживала ее экономическую и политическую слабость. Утрата контроля над морскими путями в Восточном Средиземноморье и деградация собственной системы транспортного сообщения способствовали упадку и падению Византии в 1453 г.ru
dc.description.abstractAfter 1204, the Byzantine Empire lost control over the Eastern Mediterranean. The restoration of the Empire in 1261, however, did not recover its sea dominance. The Latins, especially the Venetians and the Genoese, who had possessions in the Aegean and the Black Seas and conducted active maritime trade there, established themselves in the region. The importance of sea routes for Byzantium increased dramatically given the territorial dispersion of the Byzantine possessions, the high activity of Europeans in the region, and the growing threat of an Ottoman conquest. This article analyses the specifics of Byzantine sea communications and their role in the fate of the Empire during the period of geopolitical changes between the fourteenth and fifteenth centuries. Based on written sources, the author examines the condition of the Byzantine fleet, the role of foreigners in ensuring movement within and outside the Empire, and the meaning of the sea communication during the Ottoman sieges of Byzantine cities. The author reveals that the Empire could not provide stable and regular sea contacts between separate parts of its territories and external relations with the West on its own. The decline of the fleet and the lack of material resources forced the Byzantines to use foreign ships as means of transportation. The Italians, especially the Venetians, provided transport to the Byzantine emperors and diplomats who made official trips to the West, transported people and goods within the region, and provided food for the inhabitants of besieged cities. It is concluded that the transport dependence of Byzantium on the Italian maritime republics testified to its economic and political weakness. The loss of control over the sea routes in the Eastern Mediterranean and the degradation of its own transport system contributed to the decline and fall of Byzantium in 1453.en
dc.description.sponsorshipThe research is sponsored by the Russian Foundation for Basic Research (project 18-09-00091 “The Ottoman Sieges of Late Byzantine Cities: Particulars of Urban Society’s Functioning in the Situation of Inter-Civilizational Conflict”).en
dc.description.sponsorshipСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-09-00091 «Турецкие осады поздневизантийских городов: особенности функционирования городского социума в ситуации межцивилизационного конфликта».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4 (202)ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectLATE BYZANTIUMen
dc.subjectMARITIME COMMUNICATIONen
dc.subjectITALIAN MARITIME REPUBLICSen
dc.subjectTHALASSOCRACYen
dc.subjectOTTOMAN CONQUEST OF BYZANTIUMen
dc.subjectПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯru
dc.subjectМОРСКИЕ КОММУНИКАЦИИru
dc.subjectИТАЛЬЯНСКИЕ МОРСКИЕ РЕСПУБЛИКИru
dc.subjectТАЛАССОКРАТИЯru
dc.subjectОСМАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ВИЗАНТИИru
dc.titleУпадок византийской талассократииru
dc.title.alternativeDecline of the Byzantine Thalassocracyen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=44495283-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2020.22.4.067-
local.contributor.employeeКущ, Татьяна Викторовнаru
local.description.firstpage126-
local.description.lastpage138-
local.issue4 (202)-
local.volume22-
dc.identifier.wosWOS:000604183000008-
local.fund.rffi18-09-00091-
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-202-08.pdf577,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons