Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/93958
Название: | Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края |
Другие названия: | Demononyms in Russian Mythological Texts of the Perm Region |
Авторы: | Боброва, М. В. Русинова, И. И. Bobrova, M. V. Rusinova, I. I |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Боброва М. В. Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края / М. В. Боброва, И. И. Русинова // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 3. — С. 83-103. |
Аннотация: | В статье рассматриваются демононимы — собственные наименования демонов, функционирующие в мифологических текстах о людях со сверхъестественными свойствами. Источником материала послужили русские мифологические тексты, зафиксированные собирателями в различных районах Пермского края. Проанализированы демононимы, служащие именами духов, внедряемых колдуном в тело жертвы, чтобы вызвать у нее болезнь. Наблюдения указывают на принципиальный характер «очеловечивания» духов болезни (это сюжетообразующий мотив в нарративах о вселенных духах). В мифологических текстах о людях со сверхъестественными свойствами имя собственное выступает как одно из средств создания антропоморфного персонажа, каким является бес — дух болезни. При этом в имени могут актуализироваться различные этнически, социально, культурно, лингвистически значимые аспекты имени. В пермской русской региональной традиции выявлено 67 демононимов. Преобладающая часть имен духов болезни возникла путем перехода антропонимов в разряд демононимов. Особенности формообразования отыменные демононимы генетически унаследовали от соответствующих антропонимов, формальной спецификой не обладают. Функции демононимов аналогичны, но не идентичны функциям антропонимов — номинировать, идентифицировать, дифференцировать. С помощью особого имени демон идентифицируется и дифференцируется в противопоставлении жертве, в тело которой он вселен колдуном, или другому духу, «сожительствующему» с ним. Как следствие, демононимы конкретны, но и дейктичны: они восходят к определенному антропониму, но фактически выступают в функции заместителя имени демона. В конечном итоге собственные имена таких демонов подчиняются «легализующей» функции, которая «узаконивает» существование духов болезни в человеке и проявляется в более частных функциях, соотносимых с антропонимическими. Главной функцией демононимов в мифологических рассказах о вселенном колдуном духе болезни является репрезентация традиционной для славянской культуры оппозиции «свой — чужой». The paper deals with proper names of demons (demononyms) featured in the local mythological texts of the Perm region, narrating of people with supernatural abilities. The research focuses on the names of the spirits which the sorcerers infuse into the victim’s body to cause illness. This universal tendency to “personify” the spirits of disease becomes apparent as it happens to be a recurrent element of the plot in such spirit-possession narratives. In this respect, the use of a proper name is yet another means of creating an anthropomorphic character which is the spirit of disease. Concurrently, a name might also bring in certain ethnic, social, cultural, and linguistic implications. In the Perm regional mythology, 67 demononyms have been identifi ed. Most of them are anthroponyms transferred to the category of demononyms retaining the same derivational patterns. The functions of demononyms are similar, but not identical to those of anthroponyms (i.e. to name, to identify, to distinguish). The use of a particular name helps to identify and to diff erentiate the demon from the possessed victim or another spirit “cohabiting” with it. Therefore, demononyms have a twofold specifying / deictic nature: they go back to an anthroponym, but act as a substitute for the demon’s name. Ultimately, proper names of demons also serve to “legitimize” the presence of the spirits of disease in a person, which leads to more particular context-driven functions correlated with those of anthroponyms. On a larger scale, the use of demononyms in mythological narratives about people possessed with a spirit of the disease tends to refl ect the traditional “friend” or “foe” opposition that is typical to the Slavic culture. |
Ключевые слова: | ONOMASTICS ANTHROPONYMS DEMONONYMS ANTHROPOMORPHISM “FRIEND — FOE” MYTHOLOGICAL NARRATIVE PERM REGION ОНОМАСТИКА АНТРОПОНИМЫ ДЕМОНОНИМЫ АНТРОПОМОРФИЗМ «СВОЕ — ЧУЖОЕ» МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ПЕРМСКИЙ КРАЙ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/93958 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44368929 |
ISSN: | 1994-2400 (Print) 1994-2451 (Online) |
DOI: | 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.036 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-012-00555 «Мир и человек в зеркале имен собственных (на материале ономастики Пермского края)». The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-012-00555 “The World and Man in the Mirror of Proper Names (Based on Onomastics of the Perm Region)”). |
Источники: | Вопросы ономастики. 2020. Том 17. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Вопросы ономастики |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
vopon_2020_3_05.pdf | 401,94 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.