Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93946
Title: Агионим Хызыр-Ильяс в локальных культурных традициях татар
Other Titles: The Hagionym Khyzir-Ilyas in the Local Traditions of Tatars
Authors: Хазиева, Г. С.
Khaziyeva, G. S.
Issue Date: 2020
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Хазиева Г. С. Агионим Хызыр-Ильяс в локальных культурных традициях татар / Г. С. Хазиева // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 3. — С. 316-324.
Abstract: В статье рассматривается бытующий в татарской народной культуре агионим Хызыр-Ильяс. На основе изучения фольклорно-этнографических материалов, главным образом текстов заговорной традиции, выделено несколько локальных вариантов агионима: Гөзер-Ильяс, Көзер-Илйас, Хөзер-Ильяс, Хөсер-Илйас, Хызыр-Ильяс, Кодырата, Кыдыр ата, Кодырата бабай. Путем этнолингвистического анализа проводится реконструкция народного образа соответствующего персонажа: выявляются его функциональные, атрибутивные, локативные и темпоральные характеристики. В текстах татарских локальных культур Хызыр-Ильяс представлен как невидимый таинственный путник, помогающий тем, кто испытывает трудности. Прежде всего его считают духом дороги (җул иясе). Кроме покровительства путникам, Хызыр-Ильяс выполняет и другие функции: служит одним из посредников между человеком и Аллахом, защищает людей от болезней и несчастий, обеспечивает их достатком и удачей. Важнейшими атрибутами Хызыр-Ильяса являются его одежда белого цвета и плеть, служащая символом изгнания всего дурного. Согласно народным представлениям, Хызыр-Ильяс обитает в поле, а среди его темпоральных атрибутов выделяется пятница — день, в который возможно увидеть его воочию. В исследовании прослежены параллели образа Хызыр-Ильяса в культурах некоторых других тюркоязычных народов.
The article examines the hagionym Khizir-Ilyas featured in the Tatar folk culture. The study of folklore and ethnographic data, primarily texts of charms, suggests that there are several other local variants of this name: Gөzer-Ilyas, Kozer-Ilyas, Khuzer-Ilyas, Khser-Ilyas, Khyzyr-Ilyas, Kodyrata, Kydyr ata, Kodyrat babai. An ethnolinguistic analysis enables to restore the folk image of the corresponding character by revealing its functional traits, individual features and background. In the texts of local Tatar traditions, Khyzyr-Ilyas is the spirit of the road, a mysterious invisible stranger helping those in need. In addition to patronizing travelers, Khizir-Ilyas also performs other functions: he serves as an intermediary between man and Allah, protects people from illness and misfortune, provides them with prosperity and good luck. The most essential attributes of Khizir-Ilyas are his white clothes and a whip, which is a symbol of the expulsion of all evil. According to popular beliefs, Khyzyr-Ilyas lives in fi elds, and appears in person on Fridays, which is a distinctive temporal mark. The study traces the parallels of the image of Khyzyr-Ilyas in the cultures of some other Turkic-speaking peoples.
Keywords: TATARS
LOCAL CULTURAL TRADITIONS
FOLKLORE
CHARMS
SPELLS
HAGIONYMY
KHIZIR-ILYAS
ETHNOLINGUISTICS
ТАТАРЫ
ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
ФОЛЬКЛОР
ЗАГОВОРЫ
ЗАКЛИНАНИЯ
АГИОНИМИЯ
ХЫЗЫР-ИЛЬЯС
ЭТНОЛИНГВИСТИКА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93946
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44368939
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.046
Origin: Вопросы ономастики. 2020. Том 17. № 3
Appears in Collections:Вопросы ономастики

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
vopon_2020_3_15.pdf374,51 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.