Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92776
Название: Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора
Другие названия: University Professors and the Digitalization of Education: on the Threshold of Force Majeure Transition to Studying Remotely
Авторы: Абрамов, Р. Н.
Груздев, И. А.
Терентьев, Е. А.
Захарова, У. С.
Григорьева, А. В.
Abramov, R. N.
Gruzdev, I. A.
Terentev, E. A.
Zakharova, U. S.
Grigoryeva, A. V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора / Р. Н. Абрамов, И. А. Груздев, Е. А. Терентьев, У. С. Захарова, А. В. Григорьева. — DOI 10.15826/umpa.2020.02.014 // Университетское управление: практика и анализ. — 2020. — Том 24. — № 2. — С. 59-74.
Аннотация: В марте 2020 года российское образование в форс-мажорном Порядке перешло на удаленный режим работы вследствие угрозы распространения вируса Covid-19. В то же время дискуссии и деятельность по развитию онлайн-образования в России ведутся уже несколько лет. В статье на основе данных полуструктурированных интервью с преподавателями ведущих российских университетов рассматриваются вопросы, связанные с использованием академическими работниками цифровых технологий и отношением представителей высшей школы к цифровизации образовательного процесса накануне форсированного перехода к удаленному режиму работы. Показывается, что в качестве ключевых драйверов цифровизации образовательного процесса преподаватели рассматривают студентов и государственную политику в области высшего образования. При этом превалирует алармистский взгляд на активное распространение цифровых технологий, которые не рассматриваются как равноценная замена традиционным офлайн-форматам и технологиям. Это приводит к осторожным прогнозам в отношении перспектив онлайн-образования и образования дистанционного. Полученные результаты имеют особую актуальность, поскольку они дают представление о ситуации в российских университетах накануне вынужденного перехода к дистанционному режиму работы из-за распространения вируса Covid-19 и позволяют прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться университеты в процессе этого перехода.
In March 2020, Russian higher education was pretty fast to start working remotely due to the threat of the Covid-19 spread. At the same time, discussions around the development of online education in Russia have been ongoing for several years. Based on the data from semi-structured interviews with teaching staff in leading Russian universities, the paper studies issues related to using digital technologies and professors’ attitude to educational process digitalization. University teachers are shown to consider students and public policy as key drivers of the educational process digitalization. At the same time, the alarmist view on the active spread of digital technologies is still widespread. Professors who participated in the study did not consider different types of remote and online teaching as an equal substitute for traditional offline formats and technologies. This leads to conservative forecasts regarding the future of online and remote teaching. The results seem mostly important, since they present the situation in Russian universities on the eve of the forced transition to remote teaching due to the spread of the Covid-19 virus. These results make it possible to predict the difficulties that universities may face during the transition to emergency remote teaching.
Ключевые слова: DIGITALIZATION
TEACHING AND RESEARCH STAFF
REMOTE TEACHING
ONLINE TEACHING
TECHNOLOGY ACCEPTANCE
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92776
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2020.02.014
Сведения о поддержке: Авторы выражают благодарность сотрудникам Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» (НИУ ВШЭ) за помощь в сборе данных и ценные комментарии в процессе написания статьи.
We would like to show our gratitude to the colleagues from The Laboratory for University Development (HSE) for the help with data collection and insightful comments on the draft of this paper.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2020_2_59-74.pdf560,58 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons