Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/88631
Название: | Лики Флоренции в Итальянских стихах Александра Блока |
Другие названия: | The Faces of Florence in Aleksandr Blok’s Italian Poems |
Авторы: | Федякин, С. Р. Fedyakin, S. |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Федякин С. Р. Лики Флоренции в Итальянских стихах Александра Блока / С. Р. Федякин // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 3. — С. 861-870. |
Аннотация: | This article examines the first two poems in Aleksandr Blok’s cycle Florence, which describe two opposite images of the city. The poet visited Italy in 1909, and his impressions are reflected in these poems. In the first poem, the city is compared to “Judas”: the poet maintains that Florence has betrayed its glorious past for the sake of the benefits accruing from civilization. Blok’s curses are reminiscent of his argument with V. V. Rozanov about the earthquake in Messina. Rozanov perceived the tragedy sympathetically, as a person capable of perceiving the smallest details of life. Rozanov accused Blok of indifference because the poet considered the earthquake a prologue to future disasters in the life of mankind. The second poem of the cycle compares the city to “a delicate iris”. The tone of denial in the first poem forced the editor of the Apollon magazine to refuse to publish the poem, though Blok explained in a letter that the image had been achieved through suffering. Blok’s perception of Florence was formed by signs of modern life, by Dante’s story (who was expelled from his hometown and found shelter in Ravenna), and by an episode where Blok witnessed the transportation of a dead man. The second image is connected with the poet moving to another part of the city by the Cascine Park, where there were many irises. The image of the flower made Blok remember Shakhmatovo, where he had looked after irises. A description of Florentine irises can also be found in a book by A. N. Beketov, the poet’s grandfather. The image of irises creates a different impression of Florence. The combination of the two visible impressions is connected with the “special optics” of the poet. He found Leonardo da Vinci’s oeuvre similar to his perception of the air, as “black”. The colour inversion when something transparent looks black, like when someone sees another person’s pupils, gives the poet the ability to see the world “from the outside” in its integrity. Such a vision also gives Blok the opportunity to combine the two images of one city. В центре исследования – первые два стихотворения Александра Блока из цикла «Флоренция», которые рисуют противоположные друг другу образы. Впечатления, отразившиеся в этих произведениях, связаны с пребыванием поэта в Италии в 1909 г. В первом стихотворении город сравнивается с Иудой: поэт увидел, что Флоренция предает свое великое прошлое ради благ цивилизации. Проклятия, насылаемые городу, заставляют вспомнить полемику В. В. Розанова и А. А. Блока о недавнем землетрясении в Мессине. Розанов воспринял трагедию взглядом сочувствующего человека, способного всматриваться в мельчайшие детали жизни. Для Блока, которого Розанов упрекал в равнодушии, Мессина – пролог к новым грядущим катастрофам в жизни человечества. Во втором стихотворении цикла город сравнивается с «ирисом нежным». Пафос отрицания в первом стихотворении заставил редактора журнала «Аполлон» отказаться от его публикации, хотя Блок пояснил в письме, что образ этот «выстраданный». Повлияли на восприятие Флоренции и приметы современной жизни, и судьба Данте, который был изгнан из родного города и нашел приют в Равенне, и эпизод с перевозкой покойника, свидетелем которого был Блок. Второй образ связан с переездом поэта в другую часть города, рядом с которой находился парк Кашине, где цвели ирисы. Образ этого цветка связан у поэта с родным Шахматовым, где он ухаживал за ирисами, описание флорентийских ирисов обнаруживается также в книге А. Н. Бекетова, деда поэта. Через образ ириса приходит другое впечатление о Флоренции, во многом противоположное первому. Это совмещение двух зримых впечатлений связано с особой оптикой поэта, который в живописи Леонардо да Винчи увидел родственное себе чувство, что «воздух черный». За цветовой инверсией, когда прозрачное видится как черное, как, например, человек видит зрачок другого человека, ощутима способность видеть мир «извне», в его целостности. Именно такое зрение и дает возможность поэту совместить два образа одного города. |
Ключевые слова: | BLOK А. FLORENCE CYCLE OF POEMS ROZANOV V. BEKETOV A. N. ARTISTIC IMAGE БЛОК А. ФЛОРЕНЦИЯ СТИХОТВОРНЫЙ ЦИКЛ РОЗАНОВ В. БЕКЕТОВ А. Н. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/88631 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=44024739 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2020.3.500 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Русское присутствие в Италии в первой половине XX в.», проект № 17–04–00126-ОГН. |
Источники: | Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_3_2020_10.pdf | 385,48 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.