Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/85179
Title: | Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? |
Other Titles: | Bologna Process: Area for Development or a Neoliberal Project |
Authors: | Муравьёва, А. А. Аксёнова, Н. М. Ватолкина, Н. Ш. Muraveva, A. A. Aksenova, N. M. Vatolkina, N. Sh. |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Издательство Уральского университета |
Citation: | Муравьёва А. А. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? / А. А. Муравьёва, Н. М. Аксёнова, Н. Ш. Ватолкина. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 3. — С. 119-129. |
Abstract: | Introduction. The article studies various aspects of the Bologna Process discourse from the perspective of its impact on the development of higher education in recent decades. Special attention is paid to the practices of Russian universities’ participation in European Tempus and Erasmus+ projects. The aim of the article is to provide evidence of the benefits of the Bologna Process as a factor, which promotes and ensures sustainable social development by means of higher education internationalization, enhancing the experts’ interaction on the issues of higher education. Materials and methods used include comparative analysis, empiric data collection, conceptual and terminological analysis, interpretation, modeling, and problem solving. Results. The article identifies the key system factors which ensure the positive dynamics of the Bologna Process. This is substantiated by the facts of its implementation in Russia within the Tempus and Erasmus+ Projects. It also shows the actors of this process’ awareness of a need to adapt its goals and methods to complicated and rapidly changing situations. Discussion and Conclusion. The article confirms the hypothesis of the importance of the Bologna Process for the development and modernization of higher education. The theories claiming that the Bologna Process is a neoliberal endeavour are proved unsubstantial. The results presented in the article can be used in pre-service and in-service programmes and courses for higher education teachers, administrators, and researchers. Введение. В статье анализируются различные аспекты дискурса в области Болонского процесса с точки зрения влияния этого процесса на развитие высшего образования в последние десятилетия. Отдельное внимание уделено практике деятельности российских вузов на примере их участия в европейских проектах программ Темпус и Эрасмус+. Цель статьи состоит в обосновании выгод Болонского процесса как фактора, содействующего обеспечению устойчивого развития за счет интернационализации в сфере высшего образования, в том числе – за счет усиления взаимодействия экспертов и развития экспертного дискурса по вопросам высшего образования. Материалы и методы. В работе использовались методология сравнительного исследования; методы сбора эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ; интерпретация; моделирование и проблемный метод. Результаты исследования. Выявлены основные системные факторы, обеспечивающие позитивную динамику Болонского процесса, что подкреплено фактами его реализации в России в рамках проектов программ Темпус и Эразмус+, а также зафиксировано понимание участниками этого процесса необходимости эффективной адаптации его задач и методов их выполнения к непростым и быстро изменяющимся условиям мирового развития. Обсуждение и заключение. В работе подтверждена гипотеза о ценности Болонского процесса для развития и модернизации высшего образования и обоснована бездоказательность теорий отнесения Болонского процесса к категории неолиберальных проектов. Результаты, описанные в статье, могут использоваться в образовательных программах подготовки и повышения квалификации преподавателей и управленцев для системы высшего образования, научных работников и исследователей. |
Keywords: | BOLOGNA PROCESS EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION ERASMUS+ PROGRAMME NEOLIBERAL POLITICS HIGHER EDUCATION DISCOURSE UNIVERSITY БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ERASMUS+ НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДИСКУРС В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/85179 |
Access: | Creative Commons Attribution License |
License text: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
DOI: | 10.15826/umpa.2019.03.024 |
Origin: | Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 3 |
Appears in Collections: | Университетское управление: практика и анализ |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
UM_2019_3_119-129.pdf | 691,95 kB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License