Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81818
Название: «Беспоповщина есть здесь особенная…»: из истории старообрядчества Нижнесалдинского завода
Другие названия: “There is Peculiar Bespopovshchina Here...”: From the History of the Old Believers of the Nizhnesaldinsky Plant
Авторы: Белобородов, С. А.
Beloborodov, S. A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Белобородов С. А. «Беспоповщина есть здесь особенная…»: из истории старообрядчества Нижнесалдинского завода / С. А. Белобородов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 1 (196). — С. 112-126.
Аннотация: Старообрядчество на протяжении нескольких веков было одной из важных составляющих религиозного ландшафта России. В XVIII — начале XX в. одним из крупнейших центров староверия Российской империи был горнозаводской Урал. Несмотря на большое количество исследований о феномене старообрядчества, необходимо отметить, что изучено оно недостаточно хорошо. В первую очередь это касается локальных центров и отдельных согласий. В данной статье предпринимается попытка на основании как уже известных, так и новых источников реконструировать историю староверия в заводском поселке Нижнесалдинского завода. Основанный Н. А. Демидовым во второй половине XVIII в., Нижнесалдинский завод изначально был заселен выходцами с Поволжья, среди которых староверы составляли значительное число. О роли «старообрядческого фактора» в истории Нижней Салды свидетельствует такой факт: старообрядческая часовня появилась здесь одновременно со строительством поселка, а православный храм был возведен только спустя 5 лет. Следует отметить, что первоначально все салдинские староверы принадлежали к согласию беглопоповцев (принимающих священников, бежавших из официальной церкви), но в начале XIX в. часть старообрядцев Нижней Салды перешла в беспоповщину (поморское согласие), а во второй половине XIX в. и вовсе трансформировалась в радикальное согласие странников (бегунов). В статье раскрыты побудительные мотивы и причины этих переходов. Приводятся сведения об изменении идеологических установок. Анализируются статистические данные. Особое внимание уделено периоду 1930-х — начала 1940-х гг., когда советские власти жестоко расправились с салдинскими странниками. Однако староверы сумели пережить репрессии и адаптироваться к новым условиям.
Old Believers have been one of the most important components of the religious landscape of Russia for several centuries. Between the 18th and early 20th centuries, one of the largest centres of Old Believers in the Russian Empire was the mining Urals. Despite the large number of studies on the phenomenon of Old Belief, it should be noted that it is not well studied. This mostly applies to local centres and individual concords. This article attempts to reconstruct the history of Old Believers in the factory settlement of the Nizhnesaldinsky Plant with reference to both already known and new sources. Founded in the second half of the 18th century by N. A. Demidov, the Nizhnesaldinsky Plant was originally inhabited by natives of the Volga Region, a significant number of them being Old Believers. The role of the “Old Believer factor” in the history of Nizhnyaya Salda is evidenced by this fact: an Old Believer chapel appeared there simultaneously with the construction of the village, and an Orthodox church was only built 5 years later. It should be noted that initially all Nizhnaya Salda Old Believers belonged to the Beglopopovtsy movement (receiving priests who fled from the official Church), but in the early 19th century, part of the Оld Believers of Nizhnyaya Salda transitioned to Bespopovtsy (Pomortsy), and in the second half of the 19th century completely transformed into the radical movement of Stranniki (runners). The article reveals the motivations and reasons for these transitions. It also provides information about changes in ideological attitudes and analyses statistical data. Special attention is paid to the period between the 1930s and early 1940s, when the Soviet authorities brutally dealt with the Salda Stranniki. However, the Old Believers managed to survive the repression and adapt to the new conditions.
Ключевые слова: RELIGIOUS LANDSCAPE
URALS
NIZHNESALDINSKY PLANT
OLD BELIEVERS
BEGLOPOPOVTSY
POMORTSY
STRANNIKI
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ
УРАЛ
НИЖНЕСАЛДИНСКИЙ ЗАВОД
СТАРООБРЯДЦЫ
БЕГЛОПОПОВЦЫ
ПОМОРЦЫ
СТРАННИКИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81818
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42693905
Идентификатор WOS: WOS:000522789700008
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.1.008
Сведения о поддержке: The article was prepared in the framework of the state task of the Ministry of Science and Higher Education on the topic “Regional Identity of Russia: Comparative Historical and Philological Studies” FEUZ-2020-0056.
Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования по теме «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования» № FEUZ-2020-0056.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-196-08.pdf2,55 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons