Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81408
Название: К реконструкции имени и образа одного великого бога в древнейшей армянской традиции
Towards the Reconstruction of the N ame and Image of a Great God in the Ancient Armenian Tradition
Авторы: Петросян, А. Е.
Petrosyan, A. Ye.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Петросян А. Е. К реконструкции имени и образа одного великого бога в древнейшей армянской традиции / А. Е. Петросян // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(1). – C. 7-18.
Аннотация: Дохристианские боги армян, известные из работ древних греческих и армянских авторов, выступают под иранскими и греческими именами. Но в древности армяне, как и все народы, должны были иметь своих собственных богов, с исконными именами. Можно ли в древнеармянской литературе найти информацию о забытых богах доиранских и доэллинистических времен? Возможна ли научная реконструкция мифологических персонажей столь давних времен? В статье предпринимается попытка восстановления имени и образа одного великого бога древнейшего (исконного) армянского пантеона на базе свидетельств раннесредневековой армянской литературы. В древнеармянском переводе Библии вместо месопотамского бога загробного мира и войны Нергала выступает бог Angeł. Это имя встречается также в двух легендах, известных из книг Хоренаци и С ебеоса. Это имя интерпретируется как ‘Некрасивый’, что, кажется, не очень подходит для теонима. В ассирийском мифе Нергал невидим для визиря богини загробного мира. Отсюда возможность проэтимологизировать имя Angeł не как an-geł, и.-е. *ṇ-wel‘не имеющий (хорошего) вида, некрасивый’, а буквально — ‘не имеющий вида’, т. е. ‘невидимый’. Среди индоевропейских языков самым близким к армянскому является греческий, и Angeł соответствует имени греческого потустороннего мира и его бога Аида: Ἀΐδης, букв. «Невидимый» < *ṇ-wid-. Верховные боги могут быть властителями «трех миров» — неба, земли и преисподней, и греческий Аид, который был известен как «Зевс преисподней», представлял тем самым одну из ипостасей Зевса. Примерно таким и должен был быть Angeł в древнейшей армянской традиции. Интересно, что «невидимыми» были и верховные боги некоторых древнейших государств региона.
Pre-Christian gods of Armenians, known from the works of ancient Greek and Armenian authors, appear under Iranian and Greek names. But same as other peoples, Armenians had to have their own gods with original names in the earliest times of their history. So could the ancient Armenian literary tradition give us the clues about the forgotten gods of the pre-Iranian and pre-Hellenistic period? And is it possible to deliver a scientific reconstruction of mythological characters of such distant times? The article attempts to restore the name and image of one great god of the earliest Armenian pantheon on the evidence from the early medieval Armenian literature. In the ancient Armenian translation of the Bible, the Mesopotamian god of the afterlife and war, named Nergal, is replaced by Angeł. The same name is cited in two legends from the books of Khorenatsi and Sebeos. This name is interpreted as ‘ugly,’ which seems rather inappropriate for a theonym. However, in the Assyrian myth, Nergal is invisible to the vizier of the goddess of the underworld. Hence the opportunity to etymologize Angeł not as an-geł, i.-e. *ṇ-wel- ‘not having a (good) look,’ i.e., ‘ugly,’ but literally — ‘having no look,’ i.e. ‘invisible’. In Indo-European context, the closest cognate of the Armenian language is Greek, and thus Angeł would correspond well with the Greek name for the underworld and its god Hades: Ἀΐδης, literally, ‘the Unseen’ < *ṇ-wid-. Supreme gods could be the masters of “three worlds” — heaven, earth, and the underworld, and the Greek Hades, known as “Zeus of the underworld,” was thus one of the incarnations of Zeus. In ancient Armenian tradition, these functions would be attributed to Angeł. Notably, the supreme gods of some other ancient states of the region were also conceived to be invisible.
Ключевые слова: АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК
ЭТИМОЛОГИЯ
ТЕОНИМИЯ
АРМЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ДРЕВНЕЙШИЙ АРМЯНСКИЙ ПАНТЕОН
СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ
ЗЕВС
АИД
ARMENIAN LANGUAGE
ETYMOLOGY
THEONYMY
ARMENIAN MYTHOLOGY
EARLIEST ARMENIAN PANTHEON
COMPARATIVE MYTHOLOGY
GREEK MYTH
ZEUS
HADES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81408
Идентификатор SCOPUS: 85064115745
Идентификатор WOS: WOS:000468215100001
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.1.001
Источники: Вопросы ономастики. 2019. Том 16. № 1
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_1_003.pdf319,6 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.