Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79696
Title: Венгрия в годы Великой войны и тотальная пропаганда
Other Titles: Hungary in the Great War and Total Propaganda
Authors: Хаванова, О. В.
Khavanova, O. V.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Хаванова О. В. Венгрия в годы Великой войны и тотальная пропаганда / О. В. Хаванова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 4 (193). — С. 241-247.
Abstract: Рецензия на книгу: Propaganda: politika, hétköznapi és magas kultúra, m􀄦vészet és média a nagy háborúban / szerk. Ifj. I. Bertényi, L. Boka, A. Katona. Budapest : Országos Széchényi Könyvtár, 2016. 542 old.: ill. Во многих странах Европы 2014–2016 годы прошли под знаком столетия Первой мировой войны, также известной как Великая. Венгрия — одно из государств, понесших в результате этого глобального вооруженного конфликта катастрофические потери. Вступив в войну как равноправная часть большой композитарной монархии, страна по мирным договорам, подписанным в 1920 г. в Версале, лишилась двух третей территории, изменился этнический состав ее населения, вокруг появилось кольцо враждебно настроенных держав. В этой связи повышенный интерес к Великой войне в современных гуманитарных науках и венгерском обществе в целом понятен. В последние годы прошли десятки выставок и научных конференций. В статье рассматриваются материалы представительного междисциплинарного форума, на котором ведущие венгерские историки, литературоведы, искусствоведы обратились к феномену пропаганды, поставили задачу выявления ее форм, механизмов влияния на население, контроля за прессой, формирования общественного мнения, отношения к войне интеллектуалов; исследования функций материальных объектов с пропагандистским содержанием — от памятников на улицах города до предметов обихода и сувениров. Авторы рецензируемого издания приходят к заключению, что если война и пропаганда связаны в истории континента со времени Религиозных войн, то тотальная война, в которой стиралась граница между фронтом и тылом, и тотальная пропаганда, превращавшая тексты, изображения в визуальные объекты и предметы, окружавшие человека в повседневной жизни, патриотические послания, впервые в такой полноте появляются в начале ХХ в. Обоснованным представляется звучащий в статьях сборника вывод о том, что память о годах войны заслонила травма после гибели многонациональной империи. Историкам только предстоит в конкретно-исторических и обобщающих исследованиях определить меру влияния пропаганды на поколения Великой войны.
Review of: Bertényi, Ifj. I., Boka, L., & Katona, A. (Eds.). (2016). Propaganda: politika, hétköznapi és magas kultúra, m􀄦vészet és média a nagy háborúban [Propaganda: Politics, Everyday Life and High Culture, Arts and Media in the Great War]. Budapest: Országos Széchényi Könyvtár. 542 p.: ill. In many countries of Europe, the years between 2014 to 2016 marked the 100th anniversary of World War I also known as the Great War. Hungary is one of the states which suffered catastrophic losses in this global military conflict. It joined the war as an equal part of a big composite monarchy and eventually, in accordance with the peace treaties signed in 1920 in Versailles, lost two thirds of its territory, turned into a virtually monoethnic state and found itself surrounded by hostile powers. In this regard, it is clear why the Great War is of considerable importance for the contemporary humanities and Hungarian society. Recently, dozens of exhibitions and scholarly conferences have been organised all over the country. This article considers the proceedings of a representative interdisciplinary forum where Hungarian historians, literary historians, and art historians examined the phenomenon of propaganda, formulated the task taxonomising its forms, or mechanisms of influencing the population, control over the written press and media, formation of public opinion, intellectuals’ attitude to the war and studying of the propaganda message of material objects — from monuments in public spaces to utensils and souvenirs. The authors of the work reviewed come to the conclusion that if war and propaganda have been interconnected since the wars of religion of the early modern period, the total war which erased the division line between the front and the rear, and total propaganda, which turned texts, images, visual, and material objects surrounding people in their everyday life into patriotic messages, first appear in their full form in the early twentieth century. It seems that the conclusion most of the authors come to is that the memory of the Great War was replaced by the trauma after the collapse of the multinational empire, and historians in their case studies and comprehensive works have to measure the extent to which propaganda influenced mass and individual consciousness of the Great War generation.
Keywords: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА
ВЕНГРИЯ
ПРОПАГАНДА
МОБИЛИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВО
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ
ЦЕНЗУРА
ПРЕССА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
GREAT WAR
HUNGARY
PROPAGANDA
MOBILISATION
SOCIETY
PATRIOTISM
NATIONALISM
CENSORSHIP
PRESS
LITERATURE AND ARTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79696
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42480775
WOS ID: WOS:000512292500017
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.4.080
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-09-0036а «Дипломаты, публицисты, ученые-путешественники о Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе Нового времени: от наблюдений к знаниям».
The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research in the framework of project 18-09-0036a “Diplomats, Publicists, Scholars-travelers about Eastern, Central and South-Eastern Europe of the Modern Times: From Observations to Knowledge”.
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 4 (193)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2019-193-17.pdf200,25 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons