Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/79687
Title: | Экфрасис и его функционирование в поэтике романа Пенелопы Лайвли «Фотография» |
Other Titles: | Ekphrasis and Its Functioning in the Poetics of Penelope Lively’s Novel The Photograph |
Authors: | Сидорова, О. Г. Полуэктова, Т. А. Sidorova, O. G. Poluektova, T. A. |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Уральский федеральный университет |
Citation: | Сидорова О. Г. Экфрасис и его функционирование в поэтике романа Пенелопы Лайвли «Фотография» / О. Г. Сидорова, Т. А. Полуэктова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 4 (193). — С. 121-135. |
Abstract: | В статье на примере романа британской писательницы Пенелопы Лайвли «Фотография» (2003) раскрывается феномен экфрасиса — фотографического и живописного, рассматриваются его специфические особенности. Процесс взаимодействия художественного текста и фотографии позволяет авторам обозначить его двумя синонимичными терминами — «фотографический экфрасис» и «фототекстуальность». В романе дается несколько описаний фотографических изображений и живописного портрета, найденных одним из главных персонажей. Их экфрастическое описание дается через призму восприятия главных персонажей. Фотография, репрезентирующая определенный микросюжет, обладает особым нарративом, который возможен только при наличии взгляда персонажа, пытающегося разгадать не только «кадровую», но и закадровую тайну. Казавшиеся незыблемыми воспоминания становятся относительными и ненадежными помощниками в поиске ответов. Прием «многоголосия» подрывает возможность объективного знания о прошлом. Благодаря фотографии, содержащей в себе модус воспоминаний, персонажи заново узнают Другого, обретая при этом идентичность и новый смысл в жизни. Несмотря на то, что в романе представлен фотографический и живописный экфрасисы, первый является ведущим уже в силу того, что название романа «Фотография» отсылает читателя к определенному модусу восприятия произошедшего. Авторами обосновывается, что фотоэкфрасис позволяет определить жанр романа «Фотография» как фототекстуальный роман с психологической и детективной жанрообразующими доминантами. Экфрасис в романе П. Лайвли осуществляет сюжетообразующую, композиционную, психологическую, характерологическую и жанроопределяющую функции. Анализируемый роман, с одной стороны, является индивидуально-авторской художественной репрезентацией фотографического, с другой — отражает общие тенденции современной прозы с ее повышенным интересом к так называемому «визуальному повороту», произошедшему в гуманитарных науках во второй половине XX в. In this article, referring to British writer Penelope Lively’s novel The Photograph (2003) the authors reveal the phenomenon of ekphrasis, both photographic and picturesque, also describing its specific features. Interrelations between the text of fiction and the photograph are referred to as photographic ekphrasis and phototextuality, the terms being closely synonymic. The novel contains several descriptions of photographic images and portrait, which were found by one of the main characters. Their description is given through the perception of the lead characters. The photograph, which is provided with a certain microstory, has its own narrative that is supported by the characters’ points of view. Thus, they seek to solve both the direct (hidden in the picture) and the indirect (off-screen) secrets of the text. The characters’ memories, which seemed to be safe and stable, turn out to be relative and unreliable. As a result, polyphony makes the objective knowledge of the past highly questionable and almost impossible. Thanks to the photograph that presents the memory modus, the characters are able to look differently at the “Other”, to acquire new identities and new meaning of life. Despite the fact that the novel presents a photographic and picturesque ekphrasis, the first is leading, because the title of the novel, The Photograph, refers the reader to a certain mode of perception. The article proves that the photographic ekphrasis present in the novel makes it possible to define the novel genre. It is stated that The Photograph is a phototextual novel with dominating psychological and detective elements. In Lively’s novel, ekphrasis performs such functions as: plot-forming, compositional, psychological, characterological, and genre-forming. The analysed novel, on the one hand, is an individual author’s artistic representation of the photographic, on the other — it reflects general trends of modern prose with its increased interest in “visual turn” that takes place in the Humanities in the second half of the twentieth century. |
Keywords: | ПЕНЕЛОПА ЛАЙВЛИ «ФОТОГРАФИЯ» РОЛАН БАРТ ФОТОГРАФИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКФРАСИС ФОТОТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ЖАНР АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПАМЯТЬ ВОСПОМИНАНИЕ PENELOPE LIVELY THE PHOTOGRAPH ROLAND BARTHES PHOTOGRAPH PHOTOEKPHRASIS PHOTOTEXTUALITY GENRE ENGLISH NOVEL MEMORY RECOLLECTIONS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/79687 |
Access: | Creative Commons Attribution License |
License text: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
RSCI ID: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42480759 |
WOS ID: | WOS:000512292500008 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.4.071 |
Origin: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 4 (193) |
Appears in Collections: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-193-08.pdf | 187,8 kB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License