Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/77207
Название: Принудительное счастье космической колонизации: советский проект в научной фантастике
Другие названия: The Forced Happiness of Space Colonisation: The Soviet Project in Science Fiction
Авторы: Хоруженко, Т.
Khoruzhenko, Т.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Хоруженко Т. Принудительное счастье космической колонизации: советский проект в научной фантастике / Т. Хоруженко // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 3. — С. 761-775.
Аннотация: Советская научная фантастика, будучи связана с идеями обновления, затрагивала тему космоса и контакта землян с иными цивилизациями. К 1960-м гг. в ней зародилась идея о помощи землян иным цивилизациям в достижении нового уровня жизни. В советской фантастике формируется модель принудительного счастья, которая хорошо вписывается в утопические векторы советской культуры. Внимание исследователя обращено на популярный в свое время, но малоизученный роман уральского писателя Исая Давыдова «Я вернусь через 1000 лет» (1969) как авторское проектирование способов осчастливить человека. Идея «принудительного счастья» проверяется в романе дважды: через построение идеального общества молодых людей на Земле и функционирование подобного общества на другой планете, а также через попытку контакта с дикарями. В итоге выясняется, что идеальное общество построить сложно, а дикари не нуждаются в дополнительной помощи со стороны землян. Роман Исая Давыдова рассматривается в контексте советских научно-фантастических романов, повествующих о контактах землян с иными цивилизациями, начиная с «Аэлиты» А. Толстого и заканчивая «прогрессорским» циклом А. и Б. Стругацких. Утопизм идеи прогрессорства, развенчиваемый в романах и повестях Стругацких, у Исая Давыдова восхваляется и доводится до логического завершения в продолжении романа (2013), где автор показывает, как дикари оказываются успешно цивилизованными. Автор статьи приходит к выводу, что идея прогрессорства важна для советской фантастики в целом, а не только для творчества Стругацких, в контексте которого она чаще всего рассматривается. В романе Давыдова герои ощущают себя в статусе богов для дикарей, но не тяготятся этим, в отличие от героев Стругацких. В этом кроется одна из особенностей советского научно-фантастического романа: «обычные» герои становятся равны богам и вступают в борьбу с самим временем, чтобы организовать всей Галактике светлое будущее.
Connected with ideas of innovation, Soviet science fiction explored the topic of space and contacts with extra-terrestrials. Starting in the 1960s, this literature was concerned with the idea of earthlings helping other civilizations to achieve a new level of life. Soviet science fiction thus put forward the idea of forced happiness, which fitted very well with the utopian foundations of Soviet culture. This article focuses on I Will Be Back in a Thousand Years (1969), a once-popular but little-studied novel by Isai Davydov, a Ural writer. The idea of forced happiness is verified two times in the novel: through the construction of an ideal society of young people on Earth and the functioning of a similar society on another planet, and through an attempt to contact savages. In the end, it transpires that building an ideal society is troublesome and that the savages do not need any help from earthlings. Davydov’s novel is studied in the context of Soviet science fiction novels about contacts with other civilizations, from Aelita by A. Tolstoy to the ‘progressor’ cycle by the Strugatsky brothers. The utopian character of ‘progressorism’ in the works of the Strugatsky brothers is extolled and logically completed in the sequel of Davydov’s novel (2013), where progressors manage to ‘civilise’ savages. The author concludes that the idea of progressorism is important for Soviet science fiction beyond the works of the Strugatsky brothers, although it is most frequently considered in the context of their oeuvre. In Davydov’s novel, the characters regard themselves as gods for the savages, but, unlike the characters of the Strugatsky brothers, they do not consider this mission a burden. This is one of the distinctive features of Soviet science fiction: ‘average’ characters become equal to gods and struggle with time itself in order to secure a happy future for the entire galaxy.
Ключевые слова: SOVIET SCIENCE FICTION
ISAI DAVYDOV
ALEXEI TOLSTOY
STRUGATSKY BROTHERS
FORCED HAPPINESS MODELS
EXPERIMENT WITH HISTORY
СОВЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
ИСАЙ ДАВЫДОВ
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ
МОДЕЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ИСТОРИЕЙ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/77207
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41570081
Идентификатор SCOPUS: 85076994848
Идентификатор WOS: WOS:000510178500005
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.3.406
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2019_05.pdf872,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.