Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/77172
Title: Время как смысл и смысл как время: о трансцендентальных основаниях времени
Other Titles: Time as Thought and Thought as Time: on Transcendental Foundations of Time
Authors: Соболева, М. Е.
Soboleva, M. E.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Соболева М. Е. Время как смысл и смысл как время: о трансцендентальных основаниях времени / М. Е. Соболева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2019. — Т. 14, № 3 (191). — С. 52-63.
Abstract: Предмет данной статьи — философский анализ трансцендентальных оснований времени-смысла. Цель ее заключается в том, чтобы представить время как основную структурообразующую составляющую смысла, а смысл — как единицу времени, а также выявить взаимообусловленность смысла и времени. Для обоснования выдвинутого тезиса подробно анализируется теория времени Канта. Дальнейшие возможности развития трансцендентальной концепции времени продемонстрированы на примере теории времени Гуссерля и Хайдеггера. Новизна исследования заключается в том, что дан анализ кантовского понятия времени как априорной формы чувственности на основе отношения внутреннего и внешнего опыта в связи с проблемой реализма. Показано, что в основе возникновения времени лежит переживание пространства, а пространственно-временная корреляция восприятий создает предпосылки для возникновения смысла. Сравнительный анализ временно-смысловой трансцендентальности в трансцендентальной теории опыта у Канта, в феноменологии Гуссерля и в экзистенциализме Хайдеггера продемонстировал развитие понятия времени от формы чувственности к форме чистого сознания, а затем к форме трансцендентально-экзистенциальной конституции Dasein и форме бытия реального человека.
The article is aimed to a philosophical analysis of the transcendental foundations of time and thinking. Its goal is to interpret time as the main structural component of thought, and thought as an archetypical unit of time, and to demonstrate the interdependence of thought and time. To substantiate this thesis, Kant’s theory of time is analyzed in detail. Further possibilities of the development of the transcendental concept of time are demonstrated by means of Husserl’s and Heidegger’s theories of time. The novelty of the research consists in the analysis of Kant's concept of time on the basis of the relation between the internal and external experience in connection with the so-called problem of realism. It is shown that time emerges from the experiencing space, and the space-time correlation of perceptions creates the prerequisites for the emergence of thought. The comparative analysis of temporal-semantic transcendentality in Kant’s transcendental theory of experience, in Husserl’s phenomenology and Heidegger’s existentialism has demonstrated the development of the concept of time from the form of perception via the form of pure consciousness to the form of the constitution of Dasein and the form of being a real person.
Keywords: TIME
SENSE
TRANSCENDENTAL
FOUNDATION
EXPERIENCE
SENSUALITY
CONSCIOUSNESS
BEING
ВРЕМЯ
СМЫСЛ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
ОСНОВАНИЕ
ОПЫТ
ЧУВСТВЕННОСТЬ
СОЗНАНИЕ
БЫТИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/77172
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=41192207
ISSN: 2227-2291
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ «Человек в своем времени: проблематизация темпоральности в европейском интеллектуальном пространстве первой трети ХХ века», 2019–2021 гг. (проект №19-18-00342).
RSCF project card: 19-18-00342
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2019. Т. 14. № 3 (191)
Appears in Collections:Tempus et Memoria

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iuro-2019-191-05.pdf539,9 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.