Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75900
Title: Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе
Other Titles: Premises and problems of the non-linear conception of higher education in the Russian macro-region
Authors: Зборовский, Г. Е.
Zborovsky, G. E.
Issue Date: 2016
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Зборовский Г. Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе / Г. Е. Зборовский // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 105 (5). — С. 15-27.
Abstract: Предлагаемая статья является теоретической по своему характеру. Ее цель заключается в концептуальном обосновании нелинейного развития российского высшего образования и его макрорегиональной модели, способной вызвать экспертное доверие исследователей и практиков к ее теоретической проработке и экспериментальной апробации. Задача статьи состоит в рассмотрении существующей ситуации в российском высшем образовании и выявлении возможностей реализации его нелинейной модели в регионе (макрорегионе) как факторе его развития. Согласно выдвинутой нами гипотезе, существующая сегодня в России линейная модель высшего образования не соответствует не только мировым и европейским достижениям в этой сфере, но и не удовлетворяет основные общественные потребности и ожидания значительной части научно-педагогического сообщества, студенчества и населения как страны в целом, так и в особенности ее регионов (макрорегионов). В статье представлены критерии сравнения двух моделей развития высшего образования - линейной и нелинейной, показаны основные их различия и разграничения. Даются характеристики системы и института высшего образования в их линейной и нелинейной модели. Обращается внимание на различные интерпретации роли и функций управления в линейной и нелинейной модели высшего образования. В нелинейной модели высшей школы выявляется особое место взаимодействия основных образовательных общностей - научно-педагогического сообщества и студенчества, а также необходимости их участия в университетском управлении. Научная новизна статьи состоит в обосновании концепции нелинейного развития российского высшего образования в условиях экономической и социальной неопределенности и доказательстве необходимости ее экспериментальной апробации на уровне макрорегиона.
The suggested article is of a theoretical character. It is aimed at providing conceptual justification of nonlinear development of the Russian higher education and its macro-regional model that would be able of gaining expert trust of researchers and practitioners in terms of its theoretical design and experimental approbation. The aim of the article is to analyze existing situation in the Russian higher education and identifying opportunities for implementing its nonlinear model in the region (macro-region) as a factor of its development. According to the suggested hypothesis existing linear model of higher education in Russia does not meet the requirements of international and European state of affairs in this field, and also fail to satisfy social needs and expectations of a larger part of academic and teaching community, students and population of the country in general and regions in particular. The article presents comparison criteria for two higher education development models: linear and nonlinear and demonstrates their differences and limitations. Characteristics of the system and institution of higher education in linear and nonlinear models are given. Authors draw attention to different interpretations of the role and functions of management linear model of higher education gives special attention to interaction of main educational communities: academic teaching community and students as well as the need for their participation in university management. The novelty of the article is in providing justification for nonlinear development concept of the Russian higher education in the context of economic and social uncertainty and the proof of the necessity of its experimental testing at the level of macro-region.
Keywords: НЕЛИНЕЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАКРОРЕГИОН
РЕГИОН
МОДЕЛИ ЛИНЕЙНОГО И НЕЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА И ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
NON-LINEAR CONCEPTION OF HIGHER EDUCATION
MACRO-REGION
REGION
MODEL OF LINEAR AND NON-LINEAR DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION
SYSTEM AND INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75900
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umj.2016.103.040
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10046) «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности».
RSCF project card: 16-18-10046
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 105 (5)
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2016_5_15-27.pdf844,58 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.