Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74524
Название: Ранний период Наполеоновских войн глазами художника и воина Луи-Франсуа Лежена
Другие названия: The Early Period of the Napoleonic Wars through the Eyes of Artist and Military Man Louis-François Lejeune
Авторы: Соколов, О. В.
Ещенко, А. О.
Sokolov, O. V.
Eshchenko, A. O.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Соколов О. В. Ранний период Наполеоновских войн глазами художника и воина Луи-Франсуа Лежена / О. В. Соколов, А. О. Ещенко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 95-107.
Аннотация: Данная статья посвящена анализу живописи художника и наполеоновского генерала Луи-Франсуа Лежена (1775–1848) как исторического источника для периода 1796–1800 гг. В 2012 г. в Версале прошла персональная выставка живописца, на которой были представлены работы, хранящиеся в этом музее и в частном собрании потомков художника. По итогам выставки был издан подробный каталог. Однако на русском языке о творчестве Лежена до сих пор не было опубликовано специальных работ. Между тем, творчество и личность Л.-Ф. Лежена интересны тем, что он был не только художником, но и боевым генералом, свидетелем и участником практически всех военных кампаний наполеоновской эпохи. Первой картиной, в которой проявился талант Л.-Ф. Лежена как художника и историографа, стала «Битва при Маренго», выставленная в Салоне 1801 г. За «Битвой при Маренго» последовал целый ряд интереснейших произведений: «Битва при Лоди», «Битва у Фаворской горы», «Битва при Абукире», «Битва при Пирамидах». Все названные полотна сегодня хранятся в Версальском дворце-музее. Разбору этих картин посвящена данная статья. На основе мемуаров художника, а также синхронных документов и свидетельств авторы объясняют содержание полотен, их соответствие реалиям и духу времени. Отличительной особенностью живописи Л.-Ф. Лежена стало совмещение на батальных произведениях разновременных сцен сражения, сближающих его живопись со средневековой миниатюрой. В то же время эта черта никоим образом не отразилась на достоверности картин, являющихся ценнейшим документом по истории наполеоновских войн.
This article analyses paintings by artist and Napoleonic general L.-F. Lejeune (1775–1848) as a historical source reflecting the period between 1796 and 1800. In 2012, there was a personal exhibition of the painter in Versailles, which presented the works stored in the museum and in a private collection of the artist’s descendants. A detailed catalogue was published following the exhibition. There are no special works published in Russia devoted to the artist. Meanwhile, the works of Lejeune are of great interest because he was not only an artist, but also a general, an eyewitness and a participant of all the military campaigns of the Napoleonic era. The first painting where his talent of an artist and historiographer manifested itself was The Battle of Marengo exhibited in the Salon of 1801. It was followed by a number of his works, i.e. The Battle of Lodi, The Battle of Mount Tabor, The Battle of Abukir, and The Battle of the Pyramids. All these paintings are stored in the Palace of Versailles. This article analyses these paintings reflecting the early period of the Napoleonic Wars. The authors interpret the paintings and explore their correspondence to the realities and the spirit of the time, based on the memoirs of the artist and documents of the time. A distinctive feature of Lejeune’s painting was the combination of different battle scenes in a single canvas, which resembles mediaeval miniatures. Nevertheless, this fact did not affect the reliability of his canvases, which are valuable documents on the history of the Napoleonic Wars.
Ключевые слова: ЛЕЖЕН Л.-Ф.
БОНАПАРТ
ВИВАН-ДЕНОН
ВОЙАР
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ
LEJEUNE L.-F.
BONAPARTE
VIVANT-DENON
VOIART
NAPOLEONIC WARS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74524
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39150371
Идентификатор WOS: WOS:000472791700007
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.2.028
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-187-07.pdf11,64 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons