Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/74504
Название: | «Чем внимательнее приглядываешься, тем более странно становится»: город Пермь в литературно-журналистских прогулках Ивана Козлова |
Другие названия: | ‘The Closer You Look, the Stranger it Gets’: Perm in Ivan Kozlov’s Literary Journalistic Walks |
Авторы: | Абашев, В. В. Abashev, V. V. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Абашев В. В. «Чем внимательнее приглядываешься, тем более странно становится»: город Пермь в литературно-журналистских прогулках Ивана Козлова / В. В. Абашев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 147-162. |
Аннотация: | Настоящая статья тематически принадлежит к направлению литературных городских исследований (Urban Literary Studies). В ней анализируется цикл прогулок по городу пермского поэта и журналиста Ивана Козлова, публикующийся, начиная с 2016 г., в пермской интернет-газете «Звезда». Прогулки Козлова представляют собой мультимодальные тексты, объединяющие фоторепортаж и рассказ. Вербальный и визуальный ряды тесно переплетаются, и фотографии функционально выступают как эквиваленты описаний. Анализ обширного, но содержательно целостного массива текстов, позволил выявить актуальные тенденции в литературной и журналистской репрезентации темы города в 2010-е гг. Предметом анализа стало видение или взгляд на город, реализующийся в цикле прогулок. Рассматривая вслед за Д. Урри и Й. Ларсеном взгляд (видение) как социально-культурный конструкт, мы выделяем культурные коды, определяющие как избирательность взгляда, так и порядок интерпретации увиденного в прогулках Козлова. Ассоциативные поля, к которым апеллирует (отсылает) автор в прогулках, связаны преимущественно с мотивами фантастического в массовой культуре и визуальной эстетикой urban exploration. Ключевая семантическая категория видения города в прогулках И. Козлова определяется в статье как «странность» городского. Категория странного у Козлова связана с ощущением зловещего или жуткого (uncanny), она акцентирует иррациональные аспекты городского пространства. Поэтический взгляд автора на город открывает реальную сложность городского пространства, его гетерогенность, о которой писали такие теоретики города, как Мишель Серто, Анри Лефевр, Мишель Фуко. Используя понятийный аппарат Лефевра, можно сказать, что город в прогулках Ивана Козлова открывается прежде всего в аспекте пространства репрезентаций, как источник художественных инспираций и стихийного самодвижения. This article belongs to the field of Urban Literary Studies. It examines the cycle of city walks by Ivan Kozlov, a poet and journalist from Perm, which has been published since 2016 in online magazine Zvezda. Kozlov’s walks represent multimodal texts combining a photo report and a story. The verbal and visual narratives are closely intertwined, and photographs functionally act as equivalents to descriptions. Analysis of an extensive but comprehensive array of texts makes it possible to identify current trends in the literary and journalistic representation of the city theme in the 2010s. The subject of the analysis is a vision of or a look at the city realised in a cycle of walks. Relying on John Urry and Jonas Larsen’s interpretation of the gaze (vision) as a social and cultural construct, the author singles out cultural codes that determine both the selectivity of the look, and the order of interpretation of the seen in Kozlov’s walks. The associative fields which the author refers to during his walks are mainly connected with the motifs of the fantastic in popular culture and the visual aesthetics of urban exploration. The key semantic category of the vision of the city in I. Kozlov’s walks is defined in the article as the ‘strangeness’ of the city. Kozlov’s category of ‘strange’ is associated with the feeling of the ominous or uncanny, which emphasises the irrational aspects of urban space. The author’s poetic vision of the city reveals the actual complexity of urban space and its heterogeneity, which was described by such city theorists as Michel de Certeau, Henri Lefebvre, and Michel Foucault. Using the conceptual apparatus of Lefebvre, the author argues that the city in Ivan Kozlov’s walks is revealed primarily in the aspect of space of representations, as a source of artistic inspiration, and spontaneous self-movement. |
Ключевые слова: | ПЕРМЬ ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНР ПРОГУЛКИ ВЗГЛЯД МЕДИА МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОСТЬ КАТЕГОРИЯ СТРАННОГО PERM URBAN LITERARY STUDIES CITY STROLLING GAZE MEDIA MULTIMODALITY VISUALITY UNCANNY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/74504 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=39150375 |
Идентификатор WOS: | WOS:000472791700011 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.2.032 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта РФФИ № 18-412-590008 р_а «Новые городские медиа в локальном коммуникативном пространстве». The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 18-412-590008 р_а “New Urban Media in Local Communicative Space”. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-187-11.pdf | 2,45 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons