Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/70341
Название: | «По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.) |
Другие названия: | “On the Waves of Our Memory…”: The Formation of Differences of Opinion in Russian History Textbooks (USTU-UPI, Early 1990s). |
Авторы: | Запарий, В. В. Камынин, В. Д. Личман, Б. В. Zapary, V. Kamynin, V. Lichman, B. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Запарий В. В. «По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.) / В. В. Запарий, В. Д. Камынин, Б. В. Личман // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 23-36. |
Аннотация: | During perestroika and the post-perestroika period, teaching the history of Russia was characterised by difficulties of interpretation, which was especially true in technical higher educational establishments. The authors analyse the contribution of Ural historians to the process of teaching history as a multi-conceptual system. The authors share their doubts and arguments about the period in question and describe the process of interaction among the staff of different educational institutions. They refer to concepts from 18th-, 19th-, and 20th-century Russian schools of history, such as V. N. Tatishchev, N. M. Karamzin, S. M. Solovyov, V. O. Klyuchevskoy, M. N. Pokrovsky, L. N. Gumilyov, etc. As to their working hypothesis on the optimality of teaching, they single out several approaches to explaining the historical process. The political preferences of modern historians led to a number of interpretations of the universal historical approach, which perceives history as a unified process of the incremental development of peoples, i. e. liberal, Marxist, and technological. These interpretations were reflected in several textbooks published by the Department of History of USTU-UPI between 1992 and 2002. All of them rely on principles of equally respectful treatment, interpretations of Russian history and their presentation as part of an academic curriculum. В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании истории России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интерпретации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, описывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учреждений. За основу были взяты концепции различных российских исторических школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве рабочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как единый процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксистской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них методикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе. |
Ключевые слова: | HISTORY TEACHING METHODS HISTORY TEXTBOOKS INTERPRETATION OF THE HISTORICAL PROCESS TOLERANCE МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТОЛЕРАНТНОСТЬ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/70341 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=37296099 |
Идентификатор SCOPUS: | 85064804767 |
Идентификатор WOS: | WOS:000472133100002 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2019.1.360 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_1_2019_02.pdf | 330,79 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.