Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69957
Title: Проблема художественного историзма в романе А. И. Солженицына и фильме Г. Панфилова «В круге первом»
Other Titles: The Problem of Artistic Historicism in Aleksandr Solzhenitsyn’s in the First Circle and its Adaptation by G. Panfilov
Authors: Ндяй, И. А.
Ndiaye, I. A.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Ндяй И. А. Проблема художественного историзма в романе А. И. Солженицына и фильме Г. Панфилова «В круге первом» / И. А. Ндяй // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 87-99.
Abstract: В статье исследуются принципы художественного историзма в творчестве лауреата Нобелевской премии — А. И. Солженицына. Цель предлагаемого исследования — охарактеризовать содержание и способы организации исторического материала в романе «В круге первом», над которым писатель-документалист напряженно трудился с 1955 по 1968 г., и его экранизации — сериале «В круге первом» (реж. Г. Панфилов, 2005). Методологическим основанием в данном исследовании послужили работы по вопросам историзма литературы. Исходной точкой рассуждений является мнение о том, что «историзм присущ всем истинно художественным произведениям». Актуальность осуществленного нами анализа обусловлена остротой и значимостью темы истории, занимающей центральное место в творческих исканиях А. Солженицына. Предметом анализа стало своеобразие художественного историзма в телесериале — единственном в своем роде кинодокументе, снятом в России по мотивам романа «В круге первом». Учитывая тот факт, что среди источников по истории репрессий в СССР особое место занимают визуальные документы, мы поставили перед собой цель выявить, в какой степени кинолента реж. Г. Панфилова сохраняет достоверное отображение исторической действительности. Проведенный сравнительный анализ, с одной стороны, позволяет сделать вывод, что принцип художественного историзма, воплощенный в романе «В круге первом», играет важную роль в авторской концепции мира. С другой — доказывает, что принцип изображения исторических событий, преобладающий в художественной системе А. И. Солженицына, нашел соответствующее отражение в концепции режиссерского видения исторического процесса. Г. Панфилов сумел художественно воплотить исторический контекст на языке киноискусства.
This article explores the principles of artistic historicism in the works of A. I. Solzhenitsyn, a Nobel laureate. The purpose of this research is to characterise the content and methods of organising historical material in the novel In the First Circle, which the documentary writer worked hard on between 1955 and 1968, and its screen adaptation, the In the First Circle TV series (directed by G. Panfilov, 2005). This research methodologically refers to works devoted to issues of the historicism of literature. The starting point of the argument is the opinion that “historicism is inherent in all true works of art.” The relevance of this analysis is conditioned by the urgency and importance of the theme of history central to Solzhenitsyn’s creative quest. The subject of the analysis is the peculiarity of artistic historicism in the television series, the only cinematographic document of its kind filmed in Russia, an adaptation of In the First Circle. Considering the fact that among the sources on the history of repression in the USSR, visual documents occupy a special place, the author aims to reveal the extent to which the series directed by G. Panfilov maintains a reliable portrayal of historical reality. On the one hand, comparative analysis allows the author to conclude that the principle of artistic historicism reflected in In the First Circle plays an important role in the author’s concept of the world. On the other hand, it proves that the principle of depicting historical events that prevails in Solzhenitsyn’s artistic system finds a corresponding reflection in the concept of the director’s vision of the historical process. G. Panfilov managed to artistically embody the historical context in the language of the cinema.
Keywords: СОЛЖЕНИЦЫН А. И.
ПАНФИЛОВ Г.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЗМ
ИСТОРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
ИСТОРИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ
SOLZHENITSYN A. I.
PANFILOV G.
HISTORICAL MEMORY
ARTISTIC HISTORICISM
HISTORICISM IN LITERATURE
HISTORICAL SERIES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69957
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=37347741
WOS ID: WOS:000468447400007
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.1.007
Sponsorship: Статья написана по результатам стажировки в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (Москва, Россия) по проекту Программы развития Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, финансируемого Европейским Союзом в рамках Европейского общественного фонда (Оперативная программа «Знание. Образование. Развитие»; грант POWR.03.05.00-00-Z310/17).
The article presents results of a training at the Aleksandr Solzhenitsyn House of Russia Abroad (Moscow, Russia) within the Programme of Development of the University of Warmia and Mazury in Olsztyn financed by the European Union as part of the European Social Fund (Operative Programme Knowledge. Education. Development. Grant POWR.03.05.00-00-Z310/17).
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2019-184-07.pdf2,37 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.