Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/69948
Title: | Повседневная жизнь уральского вуза в эпоху перемен (вторая половина 1980-х — 1990-е гг.): ракурс устной истории |
Other Titles: | The Everyday Life of a Ural Higher Educational Institution in the Epoch of Changes (Second Half of the 1980s–1990s): Oral History View |
Authors: | Русина, Ю. А. Rusina, Yu. A. |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Уральский федеральный университет |
Citation: | Русина Ю. А. Повседневная жизнь уральского вуза в эпоху перемен (вторая половина 1980-х — 1990-е гг.): ракурс устной истории / Ю. А. Русина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 283-296. |
Abstract: | Рост интереса и стремления осмыслить процессы, имевшие место в российском обществе в последние десятилетия ХХ в., во многом обусловлен желанием разобраться в современной социально-политической ситуации. Нередко корни сегодняшнего российского общества видятся исследователям, представляющим различные области знания, именно в 1990-х гг. Пришло ли время научного исторического анализа этого периода? Скорее всего, в ответах на этот вопрос мы услышим полярные мнения: в то время как в среде профессиональных историков довольно распространена точка зрения о многолетней дистанции, необходимой для получения качественных выводов о закономерностях развития какой-либо эпохи, в программах вузовского исторического образования появляются дисциплины, посвященные изучению «краха системы социализма». Однако, наличие уже сегодня насущной необходимости выявления, аккумуляции и анализа источниковых комплексов, отражающих различные аспекты истории 1990-х гг., сомнений в научном сообществе не вызывает. В этой связи представляется перспективным обращение к практике устно-исторического интервьюирования. В контексте развития антропологического подхода устную историю можно определить как одно из наиболее социально значимых направлений исторического знания. Цель статьи — опираясь на метод устно-исторического интервью, выявить взгляд и оценочные суждения преподавателей исторического факультета Уральского федерального университета (УрФУ) на события периода перестройки и первого постсоветского десятилетия. Актуализация в работе компаративного подхода объясняется тем обстоятельством, что в воспоминаниях большинства респондентов 1990-е гг. чаще всего запечатлены на фоне событий предыдущего важного исторического этапа — перестройки. The growth of interest and need to comprehend the processes that took place in Russian society in the last decades of the 20th century is largely due to the desire to understand the current socio-political situation. Frequently enough, researchers of various fields of knowledge see the origins of today’s Russia in the 1990s. Is it time to carry out historical analysis of the period? Most likely, answers to this question will differ, i.e. while professional historians find it important to consider historical events from a long distance as a key to a proper understanding of laws in the development of any era, the historical curricula of higher educational institutions are full of disciplines devoted to the study of the “collapse of the socialist system”. However, there is no doubt in academia that it is urgent to identify, collect, and accumulate sources reflecting various aspects of the history of the 1990s. In this regard, it seems promising to turn to the practice of oral historical interviewing. In the context of the development of the anthropological approach, oral history can be defined as one of the most socially significant areas of historical knowledge. The author aims to use the oral history method to identify the views and evaluation characteristics of lecturers of the Faculty of History, Ural Federal University on the events of the perestroika period and the first post-Soviet decade. The actualisation in the work of the comparative approach is explained by the fact that in the memories of most respondents, the 1990s are most often accompanied by the events of the previous important historical stage, i.e. perestroika. |
Keywords: | «ПЕРЕСТРОЙКА» 1990-Е ГОДЫ ВЫСШАЯ ШКОЛА УСТНОЕ ИНТЕРВЬЮ СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ PERESTROIKA 1990S HIGHER EDUCATION ORAL INTERVIEW SOCIAL HISTORY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/69948 |
RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=37347755 |
WOS ID: | WOS:000468447400021 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.1.021 |
Sponsorship: | Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в рамках проекта «Социальная история России (1990-е годы)». This article was prepared with financial support from the Boris Yeltsin Presidential Center Foundation within the framework of the project “The Social History of Russia (1990s)”. |
Origin: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184) |
Appears in Collections: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-184-21.pdf | 2,32 MB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.