Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/68222
Название: Школа и (или) родители — кто в ответе за будущее человеческого капитала?
Другие названия: School and / or Parents — Who is Responsible for the Future of Human Capital?
Авторы: Ворошилова, А. И.
Voroshilova, A. I.
Дата публикации: 2018
Издатель: Институт экономики УрО РАН
Библиографическое описание: Ворошилова А. И. Школа и (или) родители — кто в ответе за будущее человеческого капитала? / А. И. Ворошилова // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сборник статей IX Уральского демографического форума: в 2-х томах. — Том II. — Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2018. — С. 284-290.
Аннотация: Исторически родительство воспринималось в общественном сознании как естественная часть семейной жизни, не требующая особой подготовки регламентации. Однако сегодня родительство все чаще рассматривается как специфическая трудовая деятельность, результаты которой имеют высокую общественную значимость. Отличительной чертой современного родительства также является активное вовлечение различных социальных институтов в реализацию этой деятельности, — прежде всего, институтов образования. В научном дискурсе взаимоотношения родителей и системы образования традиционно изучаются с позиций распределения функций по формированию человеческого капитала ребенка между семьей и школой. Целью данной статьи был анализ новейших социокультурных изменений российской системы образования в исторической динамике во взаимоотношениях с родителями как акторами родительского труда. Так, было установлено, что в начале XX в. в процессе формирования человека семье отводилось подчиненное положение, авторитет профессионалов системы образования общественных требований в целом был для родителей непререкаем. После развала СССР произошла существенная демократизация и деидеологизация системы образования, в рамках которой учитель превратился в исполнителя образовательной услуги. Оценка качества и содержания этой услуги в настоящее время во многом зависит от мнения родителей, на которых теперь лежит большая часть ответственности за подготовленность ребенка к жизни в социуме. При этом не существует никакой системы подготовки самих родителей, и источником их знаний служит опыт собственной семьи стихийное интернет-пространство. В результате проведенного анализа был установлен следующий парадокс: сегодня общество предъявляет высокие требования к результатам родительского труда, но должным образом не влияет на процесс их достижения. Решение этой проблемы может лежать не только в реформировании системы образования, но и в поиске новых путей повышения компетентности и осознанности самих родителей.
Historically, parenthood was perceived in the public consciousness as a natural part of family life, which does not require special preparation and regulation. However, today, parenting is increasingly seen as a specific labor activity, the results of which are of high social importance. A distinctive feature of modern parenthood is also the active involvement of various social institutions in the implementation of this activity, primarily the educational institutions. In the scientific discourse, the parents’ and educational system’s relationships are traditionally studied from the perspective of the distribution of functions for the formation of the child’s human capital between the family and the school. The purpose of this article was to analyze the latest socio-cultural changes in the Russian education system in historical dynamics in relations with parents as actors of parental labor. Thus, it was established that at the beginning of the 20th century, the family had a «subordinate» position in forming a person, the authority of the professionals of the education system and public requirements was generally indisputable for the parents. After the collapse of the Soviet Union, there was a significant democratization and de-ideologization of the education system, within the framework of which the teacher turned into a provider of educational services. The evaluation of the quality and content of this service now largely depends on the views of the parents, who now bear most of the responsibility for the child’s preparedness for life in society. At the same time, there is no system for training parents themselves, and the source of their knowledge is the experience of their own family and spontaneous Internet space. As a result of the analysis, the following paradox was established: today the society makes high demands on the results of parental labor, but does not properly influence the process of achieving them. The solution to this problem can lie not only in reforming the education system, but also in finding new ways to increase the competence and awareness of the parents themselves.
Ключевые слова: РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД
РОДИТЕЛЬСТВО
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
PARENTAL LABOR
PARENTHOOD
EDUCATION SYSTEM
HISTORICAL DYNAMICS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/68222
Конференция/семинар: IХ Уральский демографический форум
Международная научная конференция «Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития»
Дата конференции/семинара: 08.06.2018-09.06.2018
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37390737
ISBN: 978-5-94646-613-4
Сведения о поддержке: Исследование проведено в рамках проекта «Рождаемость и родительство в российских регионах: модели, стратегии активизации, прогнозы», поддержанного Совета по грантам Президента Российской Федерации на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-3429.2018.6).
Источники: Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития. — Том II. — Екатеринбург, 2018
Располагается в коллекциях:Междисциплинарные конференции, семинары, сборники

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-94646-613-4_2018-2-30.pdf277,09 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.