Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65948
Название: Андроник Каматир о споре Мануила I Комнина и папских легатов: опыт литературного прочтения
Другие названия: Andronikos Kamateros on the Dispute between Manuel I Komnenos and Papal Legates: an Essay on the Literary Reading
Авторы: Луховицкий, Л. В.
Lukhovitskiy, L. V.
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Луховицкий Л. В. Андроник Каматир о споре Мануила I Комнина и папских легатов: опыт литературного прочтения / Л. В. Луховицкий // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — Вып. 46. — С. 179-196.
Аннотация: The “Sacred Arsenal” composed by Andronikos Kamateros on the request of the emperor Manuel I Komnenos (1143–1180) opens with a dialogue, which claims to be an exact record of a theological dispute organized in Constantinople between Manuel and the envoys of the Pope Alexander III (1158–1181) within the framework of Manuel’s unionist projects. Kamateros set a goal not only to refute the Filioque doctrine and put forward arguments against the primacy of Rome, but also to eulogize Manuel as a gifted logician able to develop solid argumentation based on sets of irrefutable syllogisms. Most assuredly, this peculiar focus could have been suggested by the commissioner, but, in my view, Kamateros did find a way to express his authorial self even within the strict limitations imposed by the commission. This resulted in two authorial choices, which allow the “Sacred Arsenal” to claim a place not only in the history of Byzantine theological thought, but in the history of Byzantine literature as well. Firstly, Kamateros contrasted Manuel’s self-characterization with the narrator’s view in the introductory section. If Kamateros holds Manuel’s syllogisms in greater esteem than patristic quotations, Manuel himself disregards his natural gift of a logician and distrusts syllogistic method in general. Secondly, Manuel’s interlocutors are shown in development. The cardinals enter the dialogue as Papal envoys without their own voice; then they get involved into the dispute and try to overpower Manuel in theoretical discussion. Soon enough, they realize that they are confused and ask Manuel for help in solving their perplexities thus making their way from staunch opponents to confused suppliants and disciples.
«Священное оружехранилище», написанное Андроником Каматиром по распоряжению императора Мануила I Комнина (1143–1180), открывается диалогом, который представлен как дословная запись богословской дискуссии, состоявшейся в Константинополе между Мануилом и посланцами папы Александра III (1158–1181) в рамках униатского проекта Мануила. Каматир преследовал цель не только опровергнуть учение о Filioque и изложить аргументы против тезиса о примате Рима, но и прославить Мануила как одаренного логика, способного выстраивать убедительную аргументацию при помощи цепочек неопровержимых силлогизмов. Велика вероятность, что этот нюанс был пожеланием заказчика, но, на наш взгляд, даже будучи стиснут узкими рамками заказа, Каматир нашел возможность проявить свою авторскую индивидуальность. Два авторских решения, которые он принял, позволяют утверждать, что «Священное оружехранилище» могло бы по праву занять место не только в истории византийского богословия, но и в истории византийской литературы. Во-первых, Каматир оттеняет автохарактеристику Мануила оценкой повествователя во вступлении. Если Каматир ставит силлогизмы Мануила выше святоотеческих писаний, то сам Мануил относится к своему природному логическому дару с пренебрежением, а к силлогистике в целом – с подозрением. Во-вторых, образы собеседников Мануила показаны в развитии. Кардиналы впервые появляются на страницах диалога как лишенные собственного голоса переговорщики от имени папы Римского. Постепенно они увлекаются спором и пытаются оппонировать императору, но понимают, что запутались, и обращаются к нему со своими недоумениями как к духовному авторитету, а покидают сцену уже его верными учениками.
Ключевые слова: BYZANTIUM
MANUEL I KOMNENOS
ANDRONIKOS KAMATEROS
ANTI-LATIN POLEMICS
EMPEROR
CONSTANTINOPLE
ROME
SYLLOGISMS
ВИЗАНТИЯ
МАНУИЛ I КОМНИН
АНДРОНИК КАМАТИР
АНТИЛАТИНСКАЯ ПОЛЕМИКА
ИМПЕРАТОР
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
РИМ
СИЛЛОГИЗМЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65948
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36914034
ISSN: 0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2018.46.012
Сведения о поддержке: Исследование осуществлено в 2018 г. в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Источники: Античная древность и средние века. 2018. Вып. 46
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-46-12.pdf470,93 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.