Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62441
Название: Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий
Другие названия: Formation of Pillar Universities as Territory Development Drivers
Авторы: Овчинникова, Н. Э.
Ovchinnikova, N. E.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Овчинникова Н. Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий / Н. Э. Овчинникова // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 4. — С. 41-52.
Аннотация: The main aim of the research article is to analyze the social and economic position of the regions where are under the process of formation. At present there is a growing discussion about the feasibility of forming pillar universities. On the one hand, there are opponents of such a reform who believe that mergers are useless. On the other hand, there are supporters who believe that the new university system allows for eliminating ineffective regional universities and for making educational system more effective for the regions. The article is aimed at justification of creating pillar universities considering statistic data presented by official sources and analysis of real situation in the regions. Gathered analytical data allows for forming stable opinion on the necessity of creating pillar universities and suggesting field orientation for universities for each region depending on the analysis results. Such monitoring allows for choosing the most perspective directions of university development and opportunities for accumulating resources for territory development. The present article uses analysis and comparison methods. It covers the following aspects: intra – country region ratings; strict reporting documents; social and economic performance indicators of the regions; pillar universities’ websites; analysis of self-evaluation reports of pillar universities; pillar universities development strategies. The results of the research prove the need for forming pillar universities. The conclusions are based on the conducted analysis of social and economic indicators of the region (migration growth, population numbers, number of employable population, population income structure, GDP structure in the region, organization liquidation/creation coefficient etc.), wherein a pillar university is formed. This article can serve as a methodological material for pillar universities executives in the field of forming trajectory and further development according to the regional needs, as well as understanding problem areas and creation of favourable conditions for development (e. g. entrepreneurial sphere). This research should continue in the field of creating and developing pillar university and its influence on territory development. At present only first steps on the way the pillar university creation have been made and this is the main hindrance to conducting performance results analysis. The main task of this article is to conduct such data analysis that would demonstrate the need for creating pillar universities at the level of numbers and help universities realize their important role in territory development. This article is particularly important for those pillar universities that have necessary resources and aim at becoming territory development drivers for their regions. The originality of this article is in the detailed analysis of the social and economic indicators of the region, in the analysis of the main university indicators. The article is of an informational character and helps in defining development directions and perspective areas for the university and the region where it is situated. This topic has not been researched in detail yet, the latter fact showing the relevance of the research given.
Основная цель представленной исследовательской статьи состоит в анализе социально-экономического положения регионов, в которых происходит формирование и становление опорных университетов. В настоящее время все больше споров возникает по вопросам целесообразности формирования опорных университетов. С одной стороны, есть противники такой реформы, считающие укрупнение университетов бесполезной работой, с другой стороны, есть сторонники, которые считают, что полученная система университетов позволит устранить неэффективные вузы в регионах и сделает систему высшего образования наиболее эффективной для регионов. Статья направлена на обоснование необходимости создания опорных университетов с учетом статистических данных, представленных на официальных источниках, и анализа реального положения регионов. Сбор аналитических данных по социально-экономическому положению регионов позволил сформировать устойчивое мнение о необходимости создания опорных университетов, а также предложить на основе анализа отраслевую принадлежность для университета в каждом регионе. Данный мониторинг поможет выбрать наиболее перспективные направления развития университета и его возможность аккумулирования ресурсов для развития территории. В настоящей статье использованы методы анализа и сравнения. Она охватывает следующие позиции: внутристрановые рейтинги регионов, документы строгой отчетности, социально-экономические показатели развития регионов, сайты опорных университетов, анализ отчетов по самообследованию опорных университетов, стратегии развития опорных университетов. Результаты исследовательской статьи доказывают целесообразность формирования опорных университетов. Выводы основываются на проведенном анализе социально-экономических показателей регионов (миграционный прирост, численность населения, численность трудоспособного населения, структура доходов населения, структура ВВП регионов, коэффициент ликвидации / рождаемости организаций и др.), в которых формируются опорные университеты. Данная статья может служить методическим материалом руководителям опорных университетов для формирования траектории и дальнейшего развития в соответствии с потребностями регионов, а также понимания проблемных отраслей и создания благоприятных условий с целью развития (например, предпринимательская сфера). Данное исследование необходимо продолжить в аспекте становления и развития опорного университета, его влияния на развитие территории. В настоящее время реализуются только первые шаги на пути становления и формирования опорных университетов, именно это является главным ограничением в проведении анализа результатов деятельности. Главная задача данной статьи заключалась в анализе данных, который бы на уровне «цифр» показывал необходимость создания опорных университетов и самим университетам помогла осознать их важную роль в развитии территории. Особенную ценность данная статья представляет для опорных университетов, у которых есть необходимые ресурсы главная цель которых заключается в становлении университета как точки (драйвера) развития территории, где они находятся. Оригинальность данной статьи состоит в подробном рассмотрении социально-экономических показателей регионов, анализе основных показателей университетов, статья носит информативный характер, а также помогает определить направление развития и перспективные отрасли для становления университета и региона, где он располагается. Данная тема до настоящего времени не была детально исследована, что подтверждает актуальность представленного исследования.
Ключевые слова: PILLAR UNIVERSITIES
TERRITORY DEVELOPMENT
SOCIAL AND ECONOMIC POSITION OF THE REGION
HIGHER EDUCATION
UNIVERSITY MERGER
GROWTH POINTS
ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ
ТОЧКА РОСТА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62441
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.04.048
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2017_4_41-52.pdf773,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.