Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62365
Название: Новый формат интернационализации: совместные университеты
Другие названия: New Format of Internationalisation: Joint Universities
Авторы: Шендерова, С. В.
Shenderova, S. V.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Шендерова С. В. Новый формат интернационализации: совместные университеты / С. В. Шендерова // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 106 (6). — С. 78-93.
Аннотация: The paper aims to reveal internationalization of higher education experience by comparative analysis of development joint universities in China with the universities of non-English-speaking countries – Israel and Russia. The objects of the study are: Guandong Technion Israel Institute of Technology (GTIIT) and Shenzhen MSU-BIT University formed by Moscow State Lomonosov University (Russian) and Beijing Institute of Technology University. First in research literature the paper characterises running and context of internationalization in comparison in the process of formation the joint universities, as well as the competitive environment in higher education sector of Shenzhen, Guangdong, China. The author defines the factors influencing on choice of the partners for joint universities inside and outside the country by Chinese side. For Russian universities the author suggests the new opportunities of usage the rankings (ARWU, THE, QS, US News & World Report) in choosing partners abroad and in China. It is proven that geopolitical and economic factors are the most influential in the decision making process of defining the location of the joint universities inside the certain China’s provinces. The innovation activities of the university graduates influence on Chinese choice the partner universities in Israel; the political circumstances are more influential for choosing the partners in Russia. The organizational obstacles to leadership of Russian universities are revealed including institutional separation between research and teaching/learning activities trending their isolation to each other. The implemented comparative analysis allowed to open the differences of such internal internationalisation issues of joint universities as: university governance, priorities in levels and areas of studies of their degree programmes, research and educational activities as well as the specific features of positioning at the world/region research-educational market(s). The measures of competitiveness enhancement of Sino-Russian cooperation in higher education are suggested. The special attention is paid to peculiarities of student and academics enrolment in Sino-Russian and Sino-Israeli joint universities. The dimensions of comparison of joint universities in the paper are: schedules and deadlines announced; numbers of student enrolment for each degree level; partner universities from Israel and Russia in China: Total numbers and positions in rankings (ARWU, THE, QS, US News & World Report); Chinese investments into each joint universities; investors (government and/or business structures); aims; academic policies’ priorities: activities, levels of degree programmes, areas of studies, subjects, language(s); principles of student and academic enrolment and capacity building (MSU-BIT explored more detail).
Цель статьи – раскрыть опыт интернационализации высшего образования в Китае в ходе сравнительного исследования процессов формирования совместных университетов (СУ) с вузами неанглоязычных стран – Израиля и России. Объекты исследования: университет Гуандун-Технион и университет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова-Пекинского политехнического института в Шэньчжэне (МГУ-ППИ). В статье впервые в научной литературе сопоставлен и охарактеризован ход, а также контекст интернационализации в процессе создания указанных СУ, в том числе конкурентная среда в секторе высшего образования г. Шэньчжэнь, провинция Гуандун. Автором определены факторы, влияющие на выбор партнеров за рубежом и в КНР китайской стороной. В сотрудничестве с израильскими вузами это инновационные успехи и стартапы их выпускников, а также ведущие позиции в естественно-научных, инженерных и физико-математических областях научного знания. Автором предложены возможности использования российскими вузами показателей ведущих международных рейтингов (ARWU, THE, U. S. News & World Report, QS) при выборе партнеров за рубежом в целом и, в частности, в КНР. Доказано, что при назначении партнеров по созданию СУ в КНР значимы геополитические и экономические факторы, влияющие на развитие регионов расположения китайских вузов и страны в общем. При выборе университетов-партнеров в России для Китая превалирует политический фактор; при выборе партнеров в Израиле – инновационная активность выпускников. Выявлены организационные причины, препятствующие мировому лидерству российских вузов, а именно внутривузовское разделение образования и науки с тенденцией к их изоляции друг от друга. Раскрыты также различия в таких аспектах интернационализации внутривузовской институциональной среды анализируемых СУ, как университетское управление, предметные и уровневые приоритеты развития, соотношение исследовательского и образовательного компонентов в деятельности СУ и особенности позиционирования на мировом научно-образовательном рынке и/или его частях. Предложены способы усиления конкурентных позиций СУ. Особое внимание уделено проблематике рекрутинга студентов и научно-педагогических работников. Сравнительный анализ проводился по следующим параметрам: Сроки и график запуска СУ; Цифры приема на основные образовательные программы (ООП) каждого уровня; Количество и рейтинговые позиции партнеров из Израиля и России по созданию СУ в КНР; Количество и рейтинговые позиции партнеров в КНР по созданию СУ; Размер инвестиций китайской стороны в каждый СУ; Инвесторы (государство, университеты-учредители, бизнес); Цели СУ; Академические политики СУ: виды деятельности, предметные приоритеты, уровни ООП, их спектр и язык(и) реализации; Принципы подбора студентов, научно-педагогических работников и развития их потенциала (более детально исследован МГУ-ППИ).
Ключевые слова: INTERNATIONALISATION OF HIGHER EDUCATION
JOINT UNIVERSITIES
UNIVERSITY GOVERNANCE
DEGREE PROGRAMMES
ACADEMIC POLICY
RANKINGS
COMPETITIVENESS ENHANCEMENT
GEOPOLITICS
CHINA
ISRAEL
RUSSIA
MSU
TECHNION
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОВМЕСТНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
РЕЙТИНГИ
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ГЕОПОЛИТИКА
КИТАЙ
ИЗРАИЛЬ
РОССИЯ
МГУ
ТЕХНИОН
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62365
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umj.2016.106.062
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6)
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_6_78-93.pdf892,37 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.