Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/56011
Название: | Россия и русские в художественном мире Джозефа Конрада |
Другие названия: | Russia and russians in Joseph Conrad’s literary world |
Авторы: | Королева, С. Koroleva, S. |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Королева С. Россия и русские в художественном мире Джозефа Конрада / С. Королева // Quaestio Rossica. — 2017. — Т. 5, № 4. — С. 958-973. |
Аннотация: | The image of Russia in Joseph Conrad’s literary works has been discussed in both Russian and Western literary studies. The correlation between the image of Russia and the writer’s aesthetic position, the relations between the Russian and Western worlds, the Russian national character and the place of Russia in human civilisation are reflected in Conrad’s famous novels The Secret Agent and Under Western Eyes: however, The Warrior’s Soul and The Heart of Darkness have not been studied so closely from this point of view. Using the methods of imagology and receptive aesthetics, the author argues that the image of Russia in Conrad’s literary world is a complicated phenomenon, with features of social and political aggression and tendencies to self-destruction caused by an oppressive political system. The retaliatory open social aggression, its organised forms, its impulsiveness, and cruelty make such traits of the Russian national character as passion, cynicism, love for abstract ideas, and lack of principles come to the fore. Other features typical of Conrad’s Russian characters are intrinsically connected with the boundless territories of Russia. They are indefinite in everything: empathy, sensibility, and irresponsibility. The quality of “openness” in the Russian space and character gives Conrad’s Russia an open, unknown, non-oppressive future. Conrad depicts Russia as part of contemporary European, or universal, civilisation, which is, at its core, aggressive and dark. Life penetrates Conrad’s Russia, as well as his European world, through individuals who, under any circumstances, choose humanity, compassion, and self-sacrifice. Вопрос о специфике образа России в художественном творчестве Джозефа Конрада неоднократно обсуждался как в отечественном, так и в западном литературоведении. При этом открытыми остаются вопросы связи образа России с эстетической позицией писателя, взаимоотношений русского и западного мира, русского национального характера, места России в человеческой цивилизации. В статье с использованием методологии компаративистики и имагологии, а также идей рецептивной эстетики они рассматриваются на материале как известных романов The Secret Agent («Секретный агент») и Under Western Eyes («На взгляд Запада»), так и менее изученных с этой точки зрения произведений – The Warrior’s Soul («Душа воина») и The Heart of Darkness («Сердце тьмы»). Показано, что основу конрадовского художественного образа России составляют черты социально-политической агрессии и тенденции к разрушению, вызванной деспотической политической системой. Ответная открытая социальная агрессия, ее организованные формы, импульсивность и жестокость предстают связанными с глубинными чертами национального русского характера: страстностью, цинизмом, любовью к абстрактным идеям, отсутствием четких принципов. Безграничные пространства России определяют другой ряд черт русских героев Конрада: неопределенность во всем, эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, безответственность. За этим рядом просматривается открытость – особое качество русского пространства и русского характера. Именно она дает конрадовской России неведомое, но новое, не связанное с агрессией будущее. В то же время Россия в художественном мире Конрада предстает частью современной европейской или общечеловеческой цивилизации, в сердце которой бьются тьма и агрессия. Свет жизни проникает в конрадовскую Россию, как и в европейский мир, через отдельных людей, которые при любых обстоятельствах выбирают человечность, сочувствие и самопожертвование. |
Ключевые слова: | JOSEPH CONRAD IMAGE OF RUSSIA RUSSIAN NATIONAL CHARACTER LITERARY WORLD BRITISH MYTH OF RUSSIA ДЖОЗЕФ КОНРАД ОБРАЗ РОССИИ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР БРИТАНСКИЙ МИФ О РОССИИ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/56011 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=32316721 |
Идентификатор SCOPUS: | 85040075829 |
Идентификатор WOS: | WOS:000428112500004 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2017.4.261 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2017. Т. 5. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2017_04.pdf | 598,77 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.