Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/55651
Title: | Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах) |
Other Titles: | Amateur Art Discourse in the Era of Stagnation (With Reference to Art Magazines) |
Authors: | Суворова, А. А. Suvorova, A. А. |
Issue Date: | 2017 |
Publisher: | Уральский федеральный университет |
Citation: | Суворова А. А. Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах) / А. А. Суворова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 4 (169). — С. 241-254. |
Abstract: | В статье рассматривается трансформация советского дискурса самодеятельного искусства в период застоя. Материалом исследования послужили критические обзоры и проблемные статьи, опубликованные в тот период в специализированных художественных журналах. В качестве базового концепта в статье используется понятие художественно-политического дискурса. Автор раскрывает структуру дискурса самодеятельного искусства и отмечает, что он включал в себя официальный идеологический конструкт, сформированный в 1930-е гг., и более модернизированный язык профессионального искусства и научных исследований. В ходе исследования автор выявляет, что уже в середине 1960-х гг. в специализированных журналах актуализируется проблема самодеятельного творчества, вводятся новые его дефиниции, разворачивается критика подражания самоучек профессиональному изобразительному искусству. Появление критических статей и обзоров зарубежных выставок вместе с тем демонстрировало изменение «канона» самодеятельного творчества и легитимацию властью новых художественных языков представителей этого направления. В конце 1960-х гг. художественными критиками были предприняты первые попытки теоретического осмысления истоков наивного искусства, авторы размышляли о судьбе примитива, его связи с городским фольклором. К середине 1970-х гг. художественная критика и научные исследования окончательно легитимировали понятие «наивное искусство» и отделили его от самодеятельного искусства. This article considers the transformation of the amateur art discourse of the stagnation period. The research is based on critical reviews and problem articles published during the period in special art magazines. The concept of artistic and political discourse is used as a basic concept in the article. The author reveals the structure of the discourse of amateur art, which combined the stagnation period and the component of the official ideological construct, formed during the 1930s, and a more modernised language of professional art and scholarly studies. The author reveals that in the mid-1960s, specialised magazines actualised the issue of amateur creativity, using a new definition of amateur art; there emerged criticism of self-taught professionals imitating fine arts. Together with that, critical articles and reviews of foreign exhibitions demonstrated the change in the pattern of amateur art and the legitimisation by the authorities of the new artistic languages of such artists. In the late 1960s, art critics made the first attempts to comprehend the origins of naïve art, the authors contemplated primitivism and its connections with urban folklore. By the mid-1970s, art criticism and research finally legitimised naïve art and separated it from amateur art. |
Keywords: | SOVIET CULTURE THE ERA OF STAGNATION AMATEUR ART NAIVE ART DISCOURSE OF POWER DISCOURSE ANALYSIS СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОД ЗАСТОЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАИВНОЕ ИСКУССТВО ДИСКУРС ВЛАСТИ ДИСКУРС-АНАЛИЗ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/55651 |
RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=30794383 |
WOS ID: | WOS:000453203200016 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2017.19.4.077 |
Origin: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 4 (169) |
Appears in Collections: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
iurg-2017-169-18.pdf | 2,12 MB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.