Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55651
Title: Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах)
Other Titles: Amateur Art Discourse in the Era of Stagnation (With Reference to Art Magazines)
Authors: Суворова, А. А.
Suvorova, A. А.
Issue Date: 2017
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Суворова А. А. Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах) / А. А. Суворова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 4 (169). — С. 241-254.
Abstract: В статье рассматривается трансформация советского дискурса самодеятельного искусства в период застоя. Материалом исследования послужили критические обзоры и проблемные статьи, опубликованные в тот период в специализированных художественных журналах. В качестве базового концепта в статье используется понятие художественно-политического дискурса. Автор раскрывает структуру дискурса самодеятельного искусства и отмечает, что он включал в себя официальный идеологический конструкт, сформированный в 1930-е гг., и более модернизированный язык профессионального искусства и научных исследований. В ходе исследования автор выявляет, что уже в середине 1960-х гг. в специализированных журналах актуализируется проблема самодеятельного творчества, вводятся новые его дефиниции, разворачивается критика подражания самоучек профессиональному изобразительному искусству. Появление критических статей и обзоров зарубежных выставок вместе с тем демонстрировало изменение «канона» самодеятельного творчества и легитимацию властью новых художественных языков представителей этого направления. В конце 1960-х гг. художественными критиками были предприняты первые попытки теоретического осмысления истоков наивного искусства, авторы размышляли о судьбе примитива, его связи с городским фольклором. К середине 1970-х гг. художественная критика и научные исследования окончательно легитимировали понятие «наивное искусство» и отделили его от самодеятельного искусства.
This article considers the transformation of the amateur art discourse of the stagnation period. The research is based on critical reviews and problem articles published during the period in special art magazines. The concept of artistic and political discourse is used as a basic concept in the article. The author reveals the structure of the discourse of amateur art, which combined the stagnation period and the component of the official ideological construct, formed during the 1930s, and a more modernised language of professional art and scholarly studies. The author reveals that in the mid-1960s, specialised magazines actualised the issue of amateur creativity, using a new definition of amateur art; there emerged criticism of self-taught professionals imitating fine arts. Together with that, critical articles and reviews of foreign exhibitions demonstrated the change in the pattern of amateur art and the legitimisation by the authorities of the new artistic languages of such artists. In the late 1960s, art critics made the first attempts to comprehend the origins of naïve art, the authors contemplated primitivism and its connections with urban folklore. By the mid-1970s, art criticism and research finally legitimised naïve art and separated it from amateur art.
Keywords: SOVIET CULTURE
THE ERA OF STAGNATION
AMATEUR ART
NAIVE ART
DISCOURSE OF POWER
DISCOURSE ANALYSIS
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
ПЕРИОД ЗАСТОЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НАИВНОЕ ИСКУССТВО
ДИСКУРС ВЛАСТИ
ДИСКУРС-АНАЛИЗ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55651
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794383
WOS ID: WOS:000453203200016
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2017.19.4.077
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 4 (169)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2017-169-18.pdf2,12 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.