Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55650
Title: Атрибуция произведений русских камнерезных фабрик : предмет, эскиз и проблема авторства
Other Titles: The Attribution of Works of Russian Stonecutting Factories : Object, Design, and Issues of Authorship in the Context of Cross-Cultural Exchange
Authors: Будрина, Л. А.
Budrina, L. A.
Issue Date: 2017
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Будрина Л. А. Атрибуция произведений русских камнерезных фабрик : предмет, эскиз и проблема авторства / Л. А. Будрина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 4 (169). — С. 231-240.
Abstract: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов изучения декоративно-прикладного искусства XIX в. — проблеме атрибуции авторства в условиях заимствований и трансфера вкуса на фоне активных кросс-культурных контактов, космополитичного искусства периода неостилей и становления промышленного воспроизведения предметов декора, опирающегося на принцип тиражирования образца. В рамках исследования рассматривается конкретный источник заимствований — гравированный альбом рисунков Леона Фёшера «L’art industriel» (1839) — и интерпретации трех образцов из этого увража отечественными мастерами камнерезного искусства середины — второй половины XIX в. Сопоставляется подход к оригиналу в работах собственной Малахитовой фабрики Демидовых (1847–1851) и в произведениях императорской Колыванской шлифовальной фабрики, выполненных в 1870-х гг. по проектам Ивана Александровича Злобина. Предметный ряд исследования составляют произведения из Королевской коллекции Великобритании (в статье впервые приводятся сведения о хранении в этом собрании двух работ русских камнерезных предприятий), из собрания Минералогического музея им. А . Е . Ферсмана РАН (Москва) и ратуши г. Парижа, его дополняют источники из библиотеки Национального института истории искусств (Париж, фонд Дусе) и документы Министерства императорского двора из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург). Анализируя предметный ряд и сопоставляя его с графическими прототипами, автор приходит к выводу о необходимости дополнения существующей авторской атрибуции камнерезных работ данными о первоисточнике. На конкретных примерах в статье доказывается несостоятельность узконационального подхода к истории русского камнерезного искусства и необходимость ее изучения в европейском контексте.
This article focuses on the study of the decorative and applied art of the 19th century — the issue of attribution of authorship in the conditions of borrowing and transfer of taste, active cross-cultural contacts, the cosmopolitan art of the neostyle period, and the establishment of the industrial reproduction of decorative objects based on the principle of replication of a sample. This paper considers a specific source of borrowing (L’art industriel, an engraved album of Leon Feuchère’s drawings, 1839) and the interpretation of three samples from this illustrated edition by Russian masters of stonecutting of the second half of the 19th century. The authors compare the approach towards the original in the works of the Malachite factory of the Demidov family (1847–1851) and the Imperial Kolyvan Polishing Factory, carried out in the 1870s according to the designs of Ivan A. Zlobin. The pieces of art analysed in this article are kept in the Royal Collection of Great Britain (for the first time in history, the authors provide information about two works of Russian masters in the collection), in the Mineralogical Museum of Alexander E. Fersman of the Russian Academy of Sciences (Moscow), and Hotêl de Ville (Paris). Additionally, the authors consider sources from the library of Institut national de l’histoire de l’art (Paris, Doucet collection) and the collection of the Ministry of the Imperial Court of the Russian State Historical Archive (St Petersburg). Having analysed the aforementioned sources and compared them with graphic prototypes, the authors conclude that it is necessary to complete the existing attribution of the authors of stonecutting works with data about the original artworks. Referring to particular examples, the authors prove that it is impossible to only rely on a narrowly national approach to the history of Russian stonecutting art and that this art should be studied in the European context.
Keywords: STONECUTTING ART
KOLYVAN POLISHING FACTORY
DEMIDOV MALACHITE FACTORY
CROSS-CULTURAL RELATIONS
AUTHORSHIP ISSUE
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО
КОЛЫВАНСКАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА
МАЛАХИТОВАЯ ФАБРИКА ДЕМИДОВЫХ
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА В КОНТЕКСТЕ КРОСС-КУЛ ЬТУРНОГО ОБМЕНА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55650
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794382
WOS ID: WOS:000453203200015
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2017.19.4.076
metadata.dc.description.sponsorship: Публикация освещает результаты исследования, осуществленного с помощью грантовых программ «Profession culture» (Министерство культуры и коммуникаций Франции и Национальный институт истории искусств, Париж), «Researcher Links» (Британский совет и Музей Виктории и Альберта, Лондон).
The article covers the results of research undertaken within the grant programme “Profession culture” (Ministry of Culture and Communication of France and the National Institute of Art History, Paris), “Researcher Links” (the British Council and the Victoria and Albert Museum, London).
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 4 (169)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2017-169-17.pdf5,01 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.