Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/52533
Название: | Русская проблематика в прозе Вадима Андреева: от «Повести об отце» к «Дикому полю» |
Другие названия: | The russian perspective in Vadim Andreev’s prose: from A tale about father to The wild field |
Авторы: | Дашевская, О. А. Dashevskaya, O. А. |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Дашевская О. А. Русская проблематика в прозе Вадима Андреева: от «Повести об отце» к «Дикому полю» / О. А. Дашевская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 3 (166). — С. 237-251. |
Аннотация: | Творчество Вадима Леонидовича Андреева (1902–1976) рассматривается в рамках ключевой для писателя интенции — сохранения национальной идентичности. Используется методика имманентного, историко-генетического, сравнительно-типологического анализа. В прозе Вадима Андреева актуализируется проблематика русской литературы, ее идеи и мотивы. Цель статьи — показать своеобразие реализации «русских» тем в трех произведениях писателя и выявить эволюцию форм воплощения заявленной проблематики. Выдвигается предположение о том, что «Повесть об отце», «Историю одного путешествия» и «Дикое поле» можно рассматривать как автобиографическую трилогию. В «Повести об отце» (1962) представлены доминанты национального сознания: «болезнь Россией» определяет «психоментальность» автобиографического персонажа. В повести «История одного путешествия» (1966) и в романе «Дикое поле» (1965) на первый план выходит идея милосердия и ставится проблема права на насилие, даже в ситуации войн и революций. В «Диком поле» она решается в рамках национальной традиции и в контексте идей Ф. Достоевского. Повесть «История одного путешествия» рассматривается в контексте литературы младоэмигрантов (в частности, она сопоставляется с романом Г. Газданова «Вечер у Клэр»). С другой стороны, показана ее корреляция с произведениями литературы метрополии: наиболее близким ей оказывается роман М. Булгакова «Белая гвардия». Утверждается, что мировоззренческая парадигма прозы В. Андреева восходит к содержательным идеям русской литературы XIX в. и разворачивание собственного культурного логоса осуществляется им в рамках национальной гуманистической традиции. The literary legacy of Vadim Leonidovich Andreev (1902–1976) is considered as part of the writer’s key objective — to preserve national identity. The author uses the methods of immanent, historical and genetic, and comparative and typological analysis. Vadim Andreev appears as a literary artist of what is referred to as “Russian matters”: his prose reveals themes, ideas, and motifs typical of Russian literature. The article aims to study Andreev’s interpretation of those matters and reveal the evolution in the forms of addressing them in three of his texts. It is argued that A Tale about Father (Rus. Povest’ ob ottse, 1962) represents dominants of the national consciousness: “illness with Russia” determines the psycho-mentality of the autobiographical character. The tale The Story of a Journey (Rus. Istoriia odnogo puteshestviia, 1966) and the novel The Wild Field (Rus. Dikoe pole, 1965) primarily focus on the idea of charity and pose the problem of the right to violence, even in the situation of wars and revolutions. In The Wild Field, this issue is addressed within the national tradition and in the context of Fyodor Dostoevsky’s ideas. The tale The Story of a Journey is regarded in its relation to young émigrés’ literature, and, more particularly, it is compared to Gaito Gazdanov’s Evening at Clair’s (Rus. Vecher u Kler, 1929). However, the tale reveals a correlation with metropolitan literature; thus, it is contextually related to The White Guard (Rus. Belaia gvardiia, 1925) by Mikhail Bulgakov. The article traces back Andreev’s outlook to the substantial ideas of 19th-century Russian literature and asserts that the advance of his own cultural logos takes place within the framework of the national humanist tradition. |
Ключевые слова: | ВАДИМ АНДРЕЕВ РУССКИЕ ТЕМЫ ПРОЗА МЛАДОЭМИГРАНТОВ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ VADIM ANDREEV RUSSIAN THEMES YOUNG EMIGRES’ PROSE NATIONAL IDENTITY AUTOBIOGRAPHICAL TRILOGY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/52533 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=30513971 |
Идентификатор WOS: | WOS:000453202300017 |
ISSN: | 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2017.19.3.055 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 3 (166) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2017-166-18.pdf | 2,1 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.