Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/44001
Название: Российский религиозный нонконформизм в конце XIX – первой четверти XX в.: баптисты и евангельские христиане на Урале
Другие названия: Russian religious non-conformism in the late 19th and early 20th centuries: baptists and evangelical christians in the Urals
Авторы: Главацкая, Е. М.
Попова, Н.
Glavatskaya, E.
Popova, N.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Главацкая Е. Российский религиозный нонконформизм в конце XIX – первой четверти XX в.: баптисты и евангельские христиане на Урале / Е. Главацкая, Н. Попова // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 4 — С. 190-206.
Аннотация: The article focuses on Russian religious non-conformists (Baptists and Evangelical Christians) from the late 19th century until 1929. The research is based on the analysis of various historical, archival, and personal sources, as well as oral and printed sources, photographs and legislation, and the First Russian Census of 1897. The authors also collected materials during field research among the Yekaterinburg Baptists in 2014–15 (field materials from N. Yu. Popova’s archive) and used documents from the personal archive of Yekaterinburg’s Baptist community leader P. D. Yakovlev. As a result, they managed to define the dynamics of Baptist and Evangelical Christian growth and distribution in the Urals and to demonstrate their ethnic and gender composition and literacy level. The article shows that the Evangelical movement started to develop in the Central Urals later than in other regions of Russia and embraced ethnic Russians with a relatively high level of literacy. This could be because of the Central Urals’ special status as a mining and metal producing region that did not play host to exiles. In addition, it was one of the strongholds of the Old Believers, the representatives of an older form of Russian nonconformity. Yekaterinburg was the centre of religious non-conformists in the Urals and had the largest Baptist congregation in the region by the end of the 1920s. The Ural Evangelical movement developed in the same way as in Europe, attracting socially active and mobile urban youth and women. The authors argue that, although it was in opposition to the Orthodox Church, the Evangelical movement presented no danger to the state, but rather contributed to the development of civil society in late 19th- and early 20th-century Russia.
Рассмотрен феномен российского религиозного нонконформизма на примере истории евангельского движения на Урале, прежде всего баптистов и евангельских христиан, с конца XIX в. до 1929 г. На основании широкого круга исторических источников архивного, личного, устного и печатного генезиса, а также фотодокументов и данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи проанализированы динамика численности и расселение баптистов и евангельских христиан Среднего Урала; определен этнический и гендерный состав представителей этих движений, уровень их грамотности. Кроме того, привлечена информация, полученная в ходе полевых исследований среди членов церкви баптистов Екатеринбурга (полевые материалы из личного архива Н. Ю. Поповой) и архив руководителя общины баптистов г. Екатеринбурга П. Д. Яковлева. Установлено, что развитие евангельского движения на Среднем Урале началось позднее, чем в остальных регионах России, что могло быть следствием особого статуса горнозаводского Урала и высокой концентрации старообрядческих общин – оплота раннего российского религиозного нонконформизма. Екатеринбург стал центром евангельских движений на Урале уже в конце XIX в., а к концу 1920-х гг. в городе существовали активные общины баптистов и евангельских христиан. Евангельское движение динамично развивалось на Урале в том же направлении, что и аналогичные церкви в Европе, привлекая социально активные и мобильные слои городской молодежи и женщин. Авторы предлагают рассматривать евангельские общины как общественные организации, находившиеся в оппозиции официальной религиозности, что способствовало развитию гражданского общества в стране в конце XIX – начале XX в.
Ключевые слова: BAPTISTS AND EVANGELICAL CHRISTIANS IN RUSSIA
RELIGIOUS CONFORMISM
1897 RUSSIAN CENSUS
URALS
PROTESTANTISM
RELIGIONS IN SOVIET RUSSIA
БАПТИСТЫ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ РОССИИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ
ПЕРВАЯ ВСЕОБЩАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 Г.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
УРАЛ
РЕЛИГИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/44001
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27814583
Идентификатор SCOPUS: 85022051770
Идентификатор WOS: WOS:000398464900013
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2016.4.200
Сведения о поддержке: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 15-06-08541 «Религиозное разнообразие евразийского города: статистический и картографический анализ (на примере Екатеринбурга в конце XIX — начале XXI в.)».
Источники: Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2016_13.pdf733,52 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.