Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/42908
Title: | Эмотивное пространство рождественского рассказа (на материале рассказа Н. Лескова «Зверь») |
Other Titles: | Emotive space in Russian Christmas stories (examplified in a short story «Zver» (‘The Beast’) by N. Leskov) |
Authors: | Dudorova, M. V. Slautina, M. V. Дудорова, М. В. Слаутина, М. В. |
Issue Date: | 2016 |
Publisher: | Кабинетный ученый |
Citation: | Дудорова М. В. Эмотивное пространство рождественского рассказа (на материале рассказа Н. Лескова «Зверь») / М. В. Дудорова, М. В. Слаутина // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке : материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко, 28—30 сент. 2016 г., Екатеринбург, Россия. — Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. — С. 361-369. |
Abstract: | The article is concerned with the analysis of emotive space in Russian Christmas stories. We demonstrate the unique feature of this genre in the oppositive principle of organisation of semantic space where the main part is taken by the oppositional emotive meanings. The natural (naive) point of view gives a special tone to the Christmas stories: the events are pictured through the child’s point of view. The center of narration is the story about the Christmas miracle that is primarily connected with the idea of sinful soul metamorphosis. The article includes the analysis of emotive space in a short story «Zver» (‘The Beast’) by N. Leskov. We assert that poly-tonality of this work is the result of interaction of different emotive meanings that group around two semantic dominants «horror» and «love». The analysis revealed main linguistic means to depict emotions (lexical, syntax, and textual); it presented phrasal emotive meaning and fragmented meanings represented in different compositional forms of speech. We also determine functional textual types of emotive meanings (interpretational-characterological and figural-gesticulational). In conclusion we prove that interaction of emotive meanings play an important role in the plot of a story – by the end of the story the atmosphere of horror, severity and inevitability of punishment transform into atmosphere of kindness and love, and the cruel beast landowner change into a kind and good Samaritanю semantic space of the story is not constant. During narration there is a change in semantic dominants – from horror and terror in the beginning to love and kindness in the end. Статья посвящена анализу эмотивного пространства рождественских рассказов русских писателей. Авторы доказывают, что отличительной чертой произведений данного жанра является оппозитивный принцип организации семантического пространства, в котором значительную роль играют противоположные эмотивные смыслы. Особую тональность рождественским рассказам придает «наивный» взгляд на мир: события изображены через призму восприятия ребенка. В центре повествования – рассказ о рождественском чуде, которое в первую очередь связано с идеей перерождения грешной души. Статья содержит анализ эмотивного пространства рассказа Н. С. Лескова «Зверь». Доказано, что политональность данного произведения создается в результате взаимодействия различных эмотивных смыслов, которые «группируются» вокруг двух семантических доминант – «Ужас» и «Любовь». В процессе анализа были выделены языковые средства отображения эмоций: лексические, синтаксические и собственно текстовые; рассмотрены фразовые эмотивные смыслы, фрагментные смыслы, представленные в различных композиционных формах речи; определены функционально-текстовые разновидности эмотивных смыслов (интерпретационно-характерологические и изобразительно-жестовые). В результате исследования был сделан вывод, что взаимодействие эмотивных смыслов играет важную роль в сюжете произведения: атмосфера ужаса, жестокости и неотвратимости наказания к концу рассказа преобразуется в атмосферу добра и любви, а жестокий зверь-помещик превращается в доброго и милосердного человека. Семантическое пространство произведения не статично: в процессе повествования происходит смена семантических доминант – от страха и ужаса в начале рассказа к любви и доброте в финале. |
Keywords: | CHRISTMAS STORY EMOTIVE SPACE LINGUISTIC MEANS TO DEPICT EMOTIONS EMOTIVE MEANINGS РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ ЭМОТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЭМОТИВНЫЕ СМЫСЛЫ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/42908 |
Conference name: | Международная научная конференция «Новая Россия: традиции и инновации в языке и в науке о языке», посвященная юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко |
Conference date: | 28.09.2016–30.09.2016 |
RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=28171537 |
ISBN: | 978-5-7525-3118-7 |
metadata.dc.description.sponsorship: | Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-02005). |
RSCF project card: | 16-18-02005 |
Origin: | Новая Россия: традиции и инновации в языке и в науке о языке. — Екатеринбург; Москва, 2016 |
Appears in Collections: | Конференции, семинары, сборники |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
nr_2016_40.pdf | 535,73 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.