Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/42881
Название: «Умный» — «Дурак»: в языке и языковом сознании школьников
Другие названия: “Smart” — “Fool”: in the languages and linguistic consciousness of schoolchildren
Авторы: Kusova, M. L.
Кусова, М. Л.
Дата публикации: 2016
Издатель: Кабинетный ученый
Библиографическое описание: Кусова М. Л. «Умный» — «Дурак»: в языке и языковом сознании школьников / М. Л. Кусова // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке : материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко, 28—30 сент. 2016 г., Екатеринбург, Россия. — Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. — С. 149-158.
Аннотация: The author describes the contents of concepts «Smart» and «Fool» defined through the thesaurus of Synonyms of the Russian language and vocabulary reflected in «Contceptual sphere of the Russian language: key concepts and their representation». The concepts are represented by lexical and phraseological means, and paroemias associated with these concepts. The nuclear signs of the concepts contain their cultural and modal-estimated signs. The content of the concepts «smart» and «fool» is compared with the content identified during the analysis of the Russian associative dictionary: associative reaction of schoolchildren of 1st–11th form; responses received to stimulus words smart, smarter, intelligence, fool, stupid. The author comments on the choice of incentives arguing the possibility of including reactions into these stimulus in the description of the representations of pupils about «smart» and «fool» and analyzing the reaction of schoolchildren, reveals the signs of «smart» and «fool» relevant to the linguistic consciousness. In conclusion it is stated that nuclear signs of concepts in language consciousness of schoolchildren are associated with the individual specific enough in a view of the profession and, more broadly, social status, family relations, interpersonal interaction, and interaction with the animals. As a nuclear component the schoolchildren also included characteristics of «smart» and «fool», they consistently define the space in which these characteristics may occur. The author shows that the presentation of pupils of different ages about «smart» and «fool» do not differ as a means of representation of the concepts schoolchildren use mainly lexical items, they possess limited phraseology and hardly refer to the proverbs.
Автор описывает содержание концептов «Умный», «Дурак», определенное на основе данных Словаря-тезауруса синонимов русской речи и отраженное в проспекте словаря «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации». Представлены лексические, фразеологические средства репрезентации данных концептов, паремии, связанные с указанными концептами. Приведены ядерные признаки концептов, их культурологические и модально-оценочные признаки. Содержание концептов «Умный», «Дурак» сопоставляется с содержанием, выявленным на основе анализа материалов Русского ассоциативного словаря: ассоциативные реакции школьников I–XI классов, анализ реакций, полученных на стимулы умный, умнее, ум, дурак, дурацкий. Автор комментирует выбор стимулов, аргументируя возможность включения реакций на данные стимулы в описание представлений школьников об «умном» и «дураке», анализируя реакции школьников, выявляет признаки «умного» и «дурака», актуальные для языкового сознани школьников; и приходит к выводу, что ядерные признаки данных концептов в языковом сознании школьников связаны с человеком, достаточно конкретизированным с учетом профессии и, шире, социального статуса, родственных отношений, межличностного взаимодействия, с животными. В ядерную составляющую школьники включают также признаки, присущие «умному» и «дураку», они последовательно определяют пространство, где эти признаки могут проявиться. Автор показывает, что представления школьников разного возраста об «умном» и «дураке» практически не отличаются, что в качестве средств репрезентации данных концептов школьники используют преимущественно лексические единицы, они ограниченно владеют фразеологией и практически не обращаются к паремиям.
Ключевые слова: SPHERE “INTELLECT”
CONCEPT “SMART”
CONCEPT “FOOL”
ASSOCIATIVE DICTIONARY
STIMULUS
RESPONSE
LANGUAGE CONSCIOUSNESS SCHOOL
СФЕРА «ИНТЕЛЛЕКТ»
КОНЦЕПТ «УМНЫЙ»
КОНЦЕПТ «ДУРАК»
АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
СТИМУЛ
РЕАКЦИЯ
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/42881
Конференция/семинар: Международная научная конференция «Новая Россия: традиции и инновации в языке и в науке о языке», посвященная юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко
Дата конференции/семинара: 28.09.2016–30.09.2016
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=28151500
ISBN: 978-5-7525-3118-7
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований — проект № 16-06-00340 «Отношения противоположности в словаре и дискурсе: лексикографический, когнитивно-дискурсивный и лингвокультурологический аспекты».
Источники: Новая Россия: традиции и инновации в языке и в науке о языке. — Екатеринбург; Москва, 2016
Располагается в коллекциях:Конференции, семинары, сборники

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
nr_2016_16.pdf441,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.