Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142135
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЛомтева, Е. В.en
dc.contributor.authorБедарева, Л. Ю.en
dc.contributor.authorПолушкина, А. О.en
dc.contributor.authorLomteva, E. V.ru
dc.contributor.authorBedareva, L. Yu.ru
dc.contributor.authorPolushkina, A. O.ru
dc.date.accessioned2025-03-19T06:12:58Z-
dc.date.available2025-03-19T06:12:58Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЛомтева Е. В. Вовлеченность высшего образования в подготовку специалистов среднего звена / Е. В. Ломтева, Л. Ю. Бедарева, А. О. Полушкина // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 3. — С. 5-16.ru
dc.identifier.issn1999-6640print
dc.identifier.issn1999-6659online
dc.identifier.otherhttps://www.umj.ru/jour/article/view/1884
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/142135-
dc.description.abstractРост престижа и популярности среднего профессионального образования среди молодежи, а также увеличение численности населения в возрасте 15–19 лет способствует росту нагрузки на систему СПО. В то же время темпы развития инфраструктурных, ресурсных и педагогических возможностей профессиональных образовательных организаций отстают от темпов роста спроса на СПО. Снижается поток в вузы со стороны выпускников 11-х классов, продолжающих обучение сразу после завершения школы. Поэтому основной целью данной статьи является оценка роли вузов в подготовке кадров со средним профессиональным образованием и анализ перспектив дальнейшей реализации программ СПО в вузах. Базой исследования стали статистические формы СПО-1 (среднее профессиональное образование), ВПО-1 (высшее образование), ВПО-2 (высшее образование) и демографический прогноз по однолетним возрастам. Исследование проводилось методом математического анализа статистической информации. В качестве временного диапазона были взяты 2022 календарный год и 2023/24 учебный год (последние имеющиеся в статистике на момент исследования). Проведенное исследование показывает, что в государственных вузах 82 регионов и частных вузах 35 регионов на настоящий момент реализуются программы подготовки СПО. При этом удельный вес этих вузов (вместе с филиалами) в Российской Федерации в целом составляет 17,9 % от общего числа образовательных организаций, реализующих программы СПО. В 2022 г. (по сравнению с 2017 г.) в вузах 60 регионов отмечено увеличение доли финансовых средств, направленных на реализацию образовательных программ СПО, а в 21 регионе, напротив, наблюдается ее уменьшение. Новизна исследования заключается в предложении увеличить доступность и эффективность среднего профессионального образования на период постоянно возрастающей нагрузки на профессиональные образовательные организации за счет использования уже имеющихся ресурсных возможностей системы высшего образования. Результаты исследования могут быть полезны органам исполнительной власти при выработке управленческих решений, направленных на совершенствование подходов к управлению профессиональным образованием, в т. ч. с целью подготовки кадров технологического суверенитета.ru
dc.description.abstractThe increasing prestige and popularity of secondary vocational education among youth, coupled with the rising population of individuals aged 15 to 19, contributes to the growing burden on the system of secondary vocational education (SPO). Simultaneously, the pace of development of the infrastructural, resource, and pedagogical capacities of vocational educational organizations lags behind the increasing demand for SPO. There is a noticeable decline in the flow of graduates from the 11th grade who continue their education immediately after completing school into higher educationinstitutions. Therefore, the primary objective of this article is to evaluate the role of higher education institutions in training personnel with secondary vocational education and to analyze the prospects for further implementation of SPO programs within these institutions. The research is based on statistical forms SPO-1 (secondary vocational education), VPO-1 (higher education), VPO-2 (higher education), and demographic forecasts for single-year age cohorts. The study employs mathematical analysis of statistical data as its methodological approach. The temporal scope encompasses the calendar year 2022 and the academic year 2023/24, representing the most recent years available in the statistical records at the time of the study. The conducted research reveals that programs for training SPO personnel are currently being implemented in state universities across 82 regions and in private universities in 35 regions, with these institutions (including branches) accounting for 17.9 % of the total number of educational organizations off ering SPO programs in the Russian Federation. In 2022, compared to 2017, an increase in financial resources allocated for the implementation of SPO educational programs was noted in universities across 60 regions, while a decrease was observed in 21 regions. The novelty of this research lies in the proposal to enhance the accessibility and eff ectiveness of secondary vocational education during a period of continuously increasing demands on vocational educational organizations by leveraging existing resource capabilities within the higher education system. The findings of this study may prove valuable to executive authorities in formulating management decisions aimed at improving approaches to vocational education governance, including eff orts to prepare personnel for technological sovereignty.en
dc.description.sponsorshipМатериал подготовлен в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС на 2024 г.ru
dc.description.sponsorshipThis material has been prepared as part of the research work under the state assignment of RANEPA for 2024.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofУниверситетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 3ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
dc.subjectВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectСРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫru
dc.subjectНАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИru
dc.subjectТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯru
dc.subjectТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТru
dc.subjectHIGHER EDUCATIONen
dc.subjectSECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONen
dc.subjectSCHOOL GRADUATESen
dc.subjectTRAINING AREASen
dc.subjectTERRITORIAL NETWORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF VOCATIONAL EDUCATIONen
dc.subjectTECHNOLOGICAL SOVEREIGNTYen
dc.titleВовлеченность высшего образования в подготовку специалистов среднего звенаru
dc.title.alternativeInvolvement of Higher Education in The Training of Mid-Level Specialistsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsi75173062
dc.identifier.doi10.15826/umpa.2024.03.021
local.description.firstpage5
local.description.lastpage16
local.issue3
local.volume28
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2024_28_3_003.pdf1,27 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons