Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142127
Название: Структурные изменения в российской системе высшего образования
Другие названия: Structural Changes in the Russian Higher Education System
Авторы: Клячко, Т. Л.
Токарева, Г. С.
Klyachko, T. L.
Tokareva, G. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Клячко Т. Л. Структурные изменения в российской системе высшего образования / Т. Л. Клячко, Г. С. Токарева // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 4. — С. 30-53.
Аннотация: В статье рассматриваются различные этапы развития российской системы высшего образования после 1990/91 учебного года и связанные с ними изменения структуры подготовки кадров в государственных (муниципальных) вузах. Особое внимание обращено на структуру очного приема в бакалавриат, специалитет и магистратуру пяти субъектов Российской Федерации, на которые приходится почти 40 % очного приема и более 50 % доходов государственных (муниципальных) вузов от образовательной деятельности. Показано, что очный прием, осуществляемый за счет средств федерального бюджета, и очный прием, осуществляемый за счет средств населения, отражают разницу в предпочтениях государства и населения в выборе направлений подготовки и специальностей. При этом показано, что очный прием по группе STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика) в целом по России приблизился к половине, а в анализируемых пяти регионах превысил 50 %, и дальнейшее увеличение приема по этой группе может вести к падению качества инженерного образования.
The article examines various stages of development of the Russian higher education system after the 1990/91 academic year and related changes in the structure of personnel training in state (municipal) universities. Particular attention is paid to the structure of full-time admission to bachelor’s, specialist and master’s degrees in five constituent entities of the Russian Federation, which account for almost 40 % of full-time admission and more than 50 % of the income of state (municipal) universities from educational activities. It is shown that full-time admission carried out at the expense of the federal budget and full-time admission carried out at the expense of the population reflect the difference in preferences of the state and the population in the choice of areas of training and specialties. It is shown that full-time admission in the STEM group (natural sciences, technology, engineering and mathematics) in Russia as a whole approached half, and in the five regions analyzed exceeded 50 %, and a further increase in admission in this group may lead to a decline in the quality of engineering education.
Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТУДЕНТЫ ВУЗОВ
БАКАЛАВРИАТ
СПЕЦИАЛИТЕТ
МАГИСТРАТУРА
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ФИНАНСИРОВАНИЕ
HIGHER EDUCATION
UNIVERSITY STUDENTS
BACHELOR’S DEGREE
SPECIALIST DEGREE
MASTER’S DEGREE
AREAS OF TRAINING AND SPECIALTIES
FINANCING
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142127
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 80359039
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2024.04.033
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
The article was prepared as part of the implementation of the research work of the state assignment of RANEPA.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2024_28_4_005.pdf2,15 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons