Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142121
Title: Анализ практик наставничества в науке
Other Titles: Analysis of mentoring practices in science
Authors: Кулагин, О. И.
Гладких, Е. Г.
Казаковцева, О. С.
Кравцова, Т. С.
Николаева, А. В.
Kulagin, O. I.
Gladkikh, E. G.
Kazakovtseva, O. S.
Kravtsova, T. S.
Nikolaeva, A. V.
Issue Date: 2024
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Анализ практик наставничества в науке / О. И. Кулагин, Е. Г. Гладких, О. С. Казаковцева, Т. С. Кравцова, А. В. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 3. — С. 123-135.
Abstract: В современных условиях быстрых изменений и неопределенности задача подготовки студентов, способных мыслить системно и критически, решать комплексные задачи и быстро адаптироваться к меняющейся среде, становится особенно актуальной. Научная работа открывает широкие возможности для формирования подобных навыков не только в целях профессионального, но и личностного роста. Поэтому важно строить систему научного наставничества в вузе таким образом, чтобы решать сразу несколько задач: эффективно обеспечивать воспроизводство кадров в системе академической и вузовской науки; повышать уровень научной культуры в обществе; помогать студенту во всесторонней реализации собственного потенциала. Цель настоящей статьи, представленной в виде кейса, - описать опыт организации студенческой науки и научного наставничества в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), определить сильные и слабые стороны существующей модели, предложить пути ее трансформации. Эмпирической основой статьи являются результаты массового опроса студентов и преподавателей, реализованного в октябре 2023 года. В нем приняли участие 1192 обучающихся и 345 преподавателей всех институтов и направлений подготовки Петрозаводского государственного университета. Проведенный анализ имеющейся модели научного наставничества в ПетрГУ (центральным элементом которой является студенческое научное общество) и анкетирование обучающихся и преподавателей вуза позволили авторам выявить ограничения текущей модели. Авторы также предложили новую (реструктурированную) модель, которая учитывала бы современные вызовы, стоящие перед вузом, и комплекс мер по взращиванию лидеров студенческой науки в рамках цепочки «профессор - аспирант - магистрант - студент старших курсов - первокурсник». Описанный кейс Петрозаводского государственного университета может быть полезен для организации научного наставничества и деятельности студенческого научного общества в других вузах.
In the context of rapid changes and uncertainty, the task of preparing students who are capable of systemic and critical thinking, solving complex problems, and quickly adapting to a changing environment becomes particularly relevant. Scientific work opens up vast opportunities for the development of such skills - not only for professional but also for personal growth. Therefore, it is essential to construct a system of scientific mentorship at universities that addresses multiple objectives: effectively ensuring the reproduction of personnel within the academic and university science system; enhancing the level of scientifi c culture in society; assisting students in the comprehensive realization of their potential. The aim of this article, presented as a case study, is to describe the experience of organizing student science and scientific mentorship at Petrozavodsk State University (PetrSU), identify the strengths and weaknesses of the existing model, and propose pathways for its transformation. The empirical foundation of the article consists of the results of a mass survey conducted among students and faculty in October 2023, which involved 1,192 students and 345 faculty members from all institutes and fi elds of study at PetrSU. The analysis of the existing model of scientifi c mentorship at PetrSU (the central element of which is the student scientifi c society) and the survey of students and faculty allowed the authors to identify the limitations of the current model. The authors also proposed a new (restructured) model that would address the contemporary challenges faced by the university, along with a comprehensive set of measures to cultivate leaders in student science within the framework of the “professor - graduate student - master’s student - senior undergraduate student - first-year student” chain. The described case of Petrozavodsk State University may be benefi cial for organizing scientific mentorship and the activities of student scientifi c societies in other higher education institutions.
Keywords: ВУЗ
НАУКА
НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО
ПЕТРГУ
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
UNIVERSITY
SCIENCE
SCIENTIFIC MENTORSHIP
STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY
PETRSU
SOFT SKILLS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142121
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: 75173070
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2024.03.029
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 3
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2024_28_3_011.pdf967,06 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons