Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141113
Название: Дилогия В. П. Авенариуса «Пушкин» (1909–1913) в круге детского чтения
Другие названия: V. P. Avenarius’s Pushkin Dilogy (1909–1913) in the Circle of Children’s Reading
Авторы: Юхнова, И. С.
Yukhnova, I. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Юхнова И. С. Дилогия В. П. Авенариуса «Пушкин» (1909–1913) в круге детского чтения / И. С. Юхнова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 61-71.
Аннотация: В статье, посвященной анализу дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин» (1909–1913), рассматривается формирование канона биографического повествования о судьбе поэта. Цель работы — показать, какими принципами руководствовался писатель, создавая биографию Пушкина, выявить основные приемы изложения сведений о его жизни и повествовательные стратегии, используемые автором. В статье раскрывается история создания дилогии, показано, какие художественные задачи ставил Авенариус и как их решал, работая с биографическим и историко-культурным материалом. Методологическую основу исследования составили биографический, культурно-исторический, типологический методы исследования, а также метод описательной поэтики. В ходе исследования было показано, что В. П. Авенариус целенаправленно работал над формированием круга «правильного» детского чтения, которое выполняло бы просветительские и воспитательные задачи. Особенностью биографической дилогии Авенариуса стало рассмотрение биографии и творчества Пушкина в единстве. Писатель отбирает важные для становления личности поэта события и вехи его жизни, подробно знакомит с обстоятельствами поступления в лицей и особенностями лицейского обучения. Соблюдая принцип фактической точности и достоверности в изложении фактов, Авенариус вместе с тем додумывает эмоции Пушкина, использует внутренние монологи, чтобы передать его переживания и оценки. В статье показано, как Авенариус включает в повествование сведения об истории и культуре России. Выявлено две основных формы расширения историко-культурного фона: диалог и комментарий. С помощью диалогов восстанавливаются смысловые лакуны, уточняется ход событий, обозначаются позиции героев, их личные оценки. Диалог придает повествованию динамизм. Отмечено, что Авенариус включает в произведения фрагменты документов, журнальные заметки, высказывания современников. Важную роль в повествовании играют экскурсы в будущее, когда показывается, как то или иное событие входит в культурную память.
This article analyses V. P. Avenarius’s dilogy Pushkin (1909–1913) and explores the formation of the canon of biographical narrative about the poet’s fate. The purpose of the work is to demonstrate which principles the author adheres to while creating Pushkin’s biography, uncover his main techniques of presenting the facts of Pushkin’s life, as well as narrative strategies. The article illuminates the genesis of the trilogy, delineating the creative challenges posed by Avenarius and elucidating his methodologies for addressing them through the integration of biographical, historical, and cultural materials. The research methodology is based on a combination of biographical, cultural-historical, and typological research methods, as well as the method of descriptive poetics. In the course of the research, the author demonstrates that Avenarius deliberately constructed a series of works that were deemed suitable for children’s reading. The defining aspect of Avenarius’s biographical trilogy is its integrated examination of Pushkin’s life and artistic output. The writer selects significant events and milestones from the author’s life that contributed to the formation of the poet’s personality. In addition, the writer provides a detailed account of the circumstances surrounding the author’s admission to the lyceum and an analysis of the characteristics of lyceum education. Adhering to the principles of factual accuracy and reliability in the presentation of facts, Avenarius speculates on Pushkin’s emotions and uses internal monologues to convey his experiences and assessments. The article illustrates how Avenarius incorporates facts about Russian history and culture into the narrative and identifies two principal methods of expanding the historical and cultural background: dialogue and commentary. The former assist in the restoration of semantic gaps, the clarification of the sequence of events, the delineation of the characters’ positions and their personal assessments. In addition, the aforementioned elements help in the restoration of semantic gaps, the clarification of the sequence of events, the delineation of the characters’ positions, and the delineation of their personal assessments.The dialogue also makes narrative more dynamic. The author also notes that Avenarius includes fragments of documents, journal notes, and statements of contemporaries into his works. Glimpses into the future also play an important role in the narrative, when it is shown how an event becomes incorporated into cultural memory.
Ключевые слова: ПУШКИН
ВАСИЛИЙ АВЕНАРИУС
БИОГРАФИЯ ПУШКИНА
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
ДИЛОГИЯ
КОММЕНТАРИЙ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
PUSHKIN
VASILY AVENARIUS
PUSHKIN’S BIOGRAPHY, CHILDREN’S READING
DILOGY
COMMENTARY
POPULAR SCIENCE LITERATURE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141113
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338949
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.4.059
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-4-04.pdf149,47 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.