Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/140638
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЮсим, М. А.ru
dc.contributor.authorYoussim, M. A.en
dc.date.accessioned2025-01-14T07:38:02Z-
dc.date.available2025-01-14T07:38:02Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЮсим М. А. Языческие боги в философском романе Л. Б. Альберти «Мом» / М. А. Юсим // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2024. — Вып. 52. — С. 414-430.ru
dc.identifier.issn2687-0398online
dc.identifier.issn0320-4472print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/140638-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 28.01.2024. Принята к печати: 12.10.2024.ru
dc.descriptionSubmitted: 28.01.2024. Accepted: 12.10.2024.en
dc.description.abstractСатирический роман «Мом» является одним из наиболее интересных и загадочных произведений ренессансного гуманиста и теоретика архитектуры Леона Баттисты Альберти (1404–1472). В нем в форме забавных новелл, аллегорий и притч затронуты самые разнообразные предметы и темы, от обременительных забот государей до переустройства мира и взаимоотношений людей и богов. Ядром сквозного сюжета является история Мома, античного бога насмешки, злословия и критики. Его изгоняют из сонма богов, он бродит по земле, беседует с философами, возвращается на Олимп в качестве советника и сотрапезника Юпитера, но в конце концов подвергается жестокому наказанию. Рассказ о судьбе Мома служит Альберти для изложения, как он сам пишет, серьезных мыслей в увлекательной форме. Сочинение, написанное в середине XV в., дошло до нас в виде нескольких рукописей, первые печатные издания датируются 1520 г., когда фигура Мома стала популярной в полемическом контексте начала Реформации. Сам Альберти в лице героев своего философского романа рассуждает о политике, религии, обществе, искусстве и других привычных для ренессансных гуманистов предметах. Античные бессмертные боги, мало чем отличающиеся от людей с их страстями и пороками, выступают также в качестве аллегорического воплощения отвлеченных понятий и качеств (Добродетель- Виртус, Молва- Фама, Обман- Фраус и др.). Устами действующих лиц Альберти высказывает много нетривиальных и даже крамольных с точки зрения официальных канонов суждений о политике и религии, но в целом они не выходят за рамки гуманистических поисков истины путем сопоставления разных мнений.ru
dc.description.abstractThe satirical novel Momus is one of the most interesting and mysterious works of the Renaissance humanist and theoretician of architecture Leon Battista Alberti (1404–1472). In the form of amusing short stories, allegories and parables, it touches on a variety of subjects and topics, from the burdensome concerns of sovereigns to the reshaping of the world and the relationship between people and the gods. At the core of the transversal plot is the story of Momus, the ancient god of mockery, evil-speaking, and criticism. Expelled from the assembly of gods, he wanders through the Earth, talks to philosophers, returns to Olympus as Jupiter’s counsellor and table companion, though finally receives a severe punishment. The story of Momus allows Alberti to convey, as he himself writes, the serious thoughts in entertaining form. Written in the mid-fifteenth century, the book under study survives in several manuscripts, with the first printed editions dating from 1520, when the figure of Momus became popular in the polemical context of the early Reformation. Alberti himself, through the characters of his philosophical novel, discusses politics, religion, society, art, and other subjects familiar to Renaissance humanists. The ancient immortal gods, who differ little from humans with their passions and vices, also act as allegorical embodiments of abstract concepts and qualities (Virtue – Virtus, Rumour – Fama, Deceit – Fraus, and so on). Through the voices of the characters, Alberti expresses many non-trivial and even imprudent from the point of view of ofÏcial canons judgements concerning politics and religion, but in general they do not go beyond the humanistic search for truth by comparing different opinions.en
dc.description.sponsorshipСтатья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 22-18-00481 «Межкультурные коммуникации в христианском Средиземноморье в условиях глобальных вызовов XIV-XV вв.: формы, динамика, результаты» (https://rscf.ru/project/22-18-00481/).ru
dc.description.sponsorshipThe research is supported by the Russian Science Foundation, project no. 22-18-00481 Intercultural Communications in the Christian Mediterranean in the Context of Global Challenges in the Fourteenth and Fifteenth Centuries: The Forms, Dynamics, and Results (https://rscf.ru/project/22-18-00481/).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofАнтичная древность и средние века. 2024. Вып. 52ru
dc.subjectЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИru
dc.subject«МОМ»ru
dc.subjectПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРАru
dc.subjectАНТИЧНЫЕ БОГИru
dc.subjectАНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫru
dc.subjectПЛУТОВСКОЙ РОМАНru
dc.subjectЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯru
dc.subjectLEON BATTISTA ALBERTIen
dc.subjectMOMUSen
dc.subjectPOLITICAL SATIREen
dc.subjectGRECO-ROMAN GODSen
dc.subjectCLASSICAL PHILOSOPHERSen
dc.subjectPICARESQUE NOVELen
dc.subjectLATIN RENAISSANCE LITERATUREen
dc.titleЯзыческие боги в философском романе Л. Б. Альберти «Мом»ru
dc.title.alternativePagan Gods in L. B. Alberti’s Philosophical Novel Momusen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=79698314-
dc.identifier.doi10.15826/adsv.2024.52.023-
dc.identifier.scopus85214294895-
local.description.firstpage414-
local.description.lastpage430-
local.identifier.eid2-s2.0-85214294895-
local.contributorЮсим, Марк Аркадьевичru
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-52-23.pdf393,44 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.