Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140577
Название: | Память о перестройке в нарративах российских учебников истории |
Другие названия: | The Memory of Perestroika in the Narratives of Russian History Textbooks |
Авторы: | Линченко, А. А. Linchenko, A. A. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Линченко А. А. Память о перестройке в нарративах российских учебников истории / А. А. Линченко. — Текст: электронный // Tepus et Memoria. — 2024. — Т. 5. № 2. — С. 42–52. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/140577. |
Аннотация: | Цель данной статьи — изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000–2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985–1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР. The purpose of this article was to study the transformation of the memory of perestroika in the educational discourse of Russia. Based on the content analysis of textbooks and educational literature, the dynamics of interpretative strategies about perestroika and the personality of M. S. Gorbachev were analyzed in the context of the evolution of the official historical politics and the transformation of mass historical consciousness in the period 2000–2024. The evolution of historical politics in the 2000s and 2010s, as well as the change in the emphasis of the state as an actor in historical politics, contributed to the return of positive aspects of the Soviet historical experience, which increasingly turned the memory of perestroika into a negative example in discussions about the need for broad modernization reforms in Russia. The content analysis revealed the fact of a gradual transformation of strategies for interpreting perestroika in Russian textbooks, where criticalneutral and factual interpretations of the events of perestroika are replaced by negative-critical interpretations that actualize the discourse of reassessment and historical responsibility. It was revealed that this transformation took place against the backdrop of the dominance of a persistently negative assessment of the historical events of 1985–1991 in the mass historical consciousness, where the reforms of the perestroika era were not the most desirable strategy for solving the problems of the USSR. |
Ключевые слова: | ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ ПЕРЕСТРОЙКА ГОРБАЧЕВ М. С. МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ НАРРАТИВ HISTORICAL CONSCIOUSNESS CULTURAL MEMORY PERESTROIKA GORBACHEV M. S. MODERNIZATION REFORMS NARRATIVE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140577 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=79492528 |
ISSN: | 2782-2087 |
DOI: | 10.15826/tetm.2024.2.068 |
Источники: | Tempus et Memoria. 2024. Том 5. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Tempus et Memoria |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
tetm-2-2024-04.pdf | 306,74 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.