Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140408
Название: | Рецепция художественного наследия Достоевского в Италии: от «Шекспира сумасшедшего дома» до «политического пророка» |
Другие названия: | The Reception of Dostoyevsky’s Artistic Heritage in Italy: From ‘Madhouse Shakespeare’ to ‘Political Prophet’ |
Авторы: | Дергачева, И. В. Dergacheva, I. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Дергачева И. В. Рецепция художественного наследия Достоевского в Италии: от «Шекспира сумасшедшего дома» до «политического пророка» / И. В. Дергачева // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1289-1302. |
Аннотация: | Представлен анализ восприятия особенностей художественного творчества Ф. М. Достоевского итальянскими критиками и писателями. Безусловно, самый популярный русский писатель в Италии в первое десятилетие после своей смерти был не понят и недооценен. Объяснялось это, в частности, несовершенством переводов его текстов на итальянский язык, когда первые переводчики не были в состоянии заметить скрытые библейские цитаты, составляющие своеобразный аксиологический код произведений Достоевского. Однако уже на рубеже веков аллюзии на концепты, сюжетные мотивы и художественные особенности его поэтики встречаются в текстах самых известных итальянских писателей. В статье анализируются отдельные произведения итальянских авторов, показывающие, как меняется их отношение к художественному наследию русского писателя – от копирования мотива преступления и наказания до глубокого понимания его основных концептов и аксиологической глубины («эсхатологического оптимизма»), когда души героев способны к воскресению через милосердие. При этом степень постижения текстов Достоевского напрямую связана с популяризацией его наследия, свидетельством чего являются аллюзии на мотивы его произведений в популярных в Италии комиксах «Дилан Дог». This article presents an analysis of the reception of the artistic heritage of F. M. Dostoyevsky in Italy. It is evident that the most celebrated Russian author in Italy was not fully comprehended or esteemed during the initial decade following his demise. This can be attributed, at least in part, to the shortcomings of the initial Italian translations of his works, which failed to adequately capture the nuances of his writing, particularly the numerous biblical allusions that constitute a distinctive ethical code within the context of his oeuvre. Nevertheless, at the turn of the century, allusions to concepts, plot motifs, and artistic features of his poetics can be found in the texts of the most renowned Italian writers. The article examines selected works by Italian authors, illustrating how their approach to the artistic legacy of the Russian writer evolves. Initially, there is a tendency to emulate the motif of ‘crime and punishment’. However, as the analysis progresses, there is a discernible shift towards a profound grasp of his fundamental concepts and axiological depth, namely ‘eschatological optimism’. This entails the notion that the soul of the protagonists is capable of resurrection through mercy. Consequently, the extent of comprehension of Dostoyevsky’s texts is directly correlated with the dissemination of his legacy. This is exemplified by the allusions to the motifs of his works in the Italian comic series Dylan Dog. |
Ключевые слова: | ДОСТОЕВСКИЙ Ф. М. РЕЦЕПЦИЯ Д’АННУНЦИО Г. КАПУАНА Л. ДЕЛЕДДА Г. ПИРАНДЕЛЛО Л. МОРАВИА А. КОМИКС «ДИЛАН ДОГ» DOSTOYEVSKY F. M. RECEPTION D’ANNUNZIO G. CAPUA L. DELEDDA G. PIRANDELLO L. MORAVIA A. DYLAN DOG COMIC BOOK |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140408 |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=79432653 |
Идентификатор SCOPUS: | 85214088985 |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2024.4.936 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 24-28-00479 «Межкультурный диалог России и Италии в эпоху “Великих реформ” Российской империи и итальянского Рисорджименто» (https://rscf.ru/ project/24-28-00479/). |
Карточка проекта РНФ: | 24-28-00479 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2024_08.pdf | 383,04 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons