Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/140393
Название: Абсолютная монархия и польза: Феофан Прокопович и Готлиб Самуэль Трейер
Другие названия: Absolute Monarchy and Usefulness: Feofan Prokopovich and Gottlieb Samuel Treuer
Авторы: Киселев, М. А.
Kiselev, M.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Киселев М. А. Абсолютная монархия и польза: Феофан Прокопович и Готлиб Самуэль Трейер / М. А. Киселев // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1447-1461.
Аннотация: Статья посвящена «Правде воли монаршей» (1722) Феофана Прокоповича (1681–1736) как политическому сочинению переходного времени, где совмещались новаторские для российской политической культуры первой четверти XVIII в. рассуждения о монархии, опиравшиеся на естественное право, с доводами о богоданности власти, основанными на ссылках на Священное Писание и богословские тексты. В рамках этой проблемы разбираются утверждения С. В. Польского и Э. Шашхалми о том, что ключевым идейным источником «Правды воли монаршей» был перевод сочинения немецкого юриста Г. С. Трейера (1683–1743) «Untersuchung nach dem Recht der Natur» (1718) и что в трактате Феофана Прокоповича преобладала рационалистическая аргументация. Отмечено, что рукопись перевода поступила в Академию наук только в 1742 г. и нет оснований для отнесения ее к библиотеке Петра I. Сравнительный анализ трактатов Трейера и Феофана Прокоповича показывает, что у них были серьезные концептуальные расхождения. По Трейеру, возникновение абсолютной монархии было связано с низменными качествами подданных или их деградацией, в связи с чем народ у него переставал фигурировать как субъект. По Феофану Прокоповичу, абсолютная монархия возникла в результате договора монарха с народом, который руководствовался своей пользой и сохранял субъектность и после договора. Однако при этом в «Правде» эта субъектность оказывалась ограниченной волей Бога, распорядителем которой оказывался монарх. В этой части «Правда» была близка скорее к сочинениям Ивана IV Грозного, а не к трактатам европейских юристов. Как результат, в ней обосновывалась суперабсолютистская монархия, в чем богословию принадлежало первенствующее место. Скорее всего, из-за этого аргументация «Правды» не получила дальнейшего развития в постпетровской России, где приоритет отдавали секулярной аргументации.
This article examines The Justice of the Monarch's Will (1722) by Feofan Prokopovich (1681–1736) as a political work of a transitional period. It combines innovative reasoning about monarchy based on natural law with arguments about God-given authority based on references to the Bible and theological texts. This makes it a political work of great significance for understanding the evolution of Russian political culture in the early eighteenth century. In accordance with the findings of S. V. Polskoi and E. Sashalmi, the pivotal ideological source of The Justice was the handwritten translation of the work of the German lawyer G. S. Treuer (1683–1743), Untersuchung nach dem Recht der Natur (An Inquiry according to Law of Nature), published in 1718, and this rationalistic argumentation was predominant in Feofan Prokopovich’s treatise. It is demonstrated that the manuscript of the translation was received by the Academy of Sciences only in 1742, and there is no evidence to support the assertion that it belonged to the library of Peter the Great. A comparative analysis of An Inquiry and The Justice shows that Treuer and Feofan Prokopovich had serious conceptual differences. According to Treuer, the emergence of absolute monarchy was associated with the low qualities of the subjects or their degradation, in connection with which the people ceased to be as an actor for him. In the view of Feofan Prokopovich, the advent of absolute monarchy was the result of a contract between the monarch and the people, who were motivated by self-interest and retained their agency even after the agreement. Nevertheless, it became evident that this subjectivity was constrained by the will of God, which was perceived as the authority of the monarch. In this section, the perspective of The Justice aligns closely with that of Ivan IV the Terrible, rather than with the ideas of European lawyers. This resulted in the establishment of a super-absolutist monarchy, in which theology held a primary position. It is probable that, because of this, the argumentation of The Justice did not undergo further development in post-Petrine Russia, where secular argumentation was given precedence.
Ключевые слова: ПЕТР I
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
ОБЩЕЕ БЛАГО
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ
PETER I
FEOFAN PROKOPOVICH
NATURAL LAW
COMMON GOOD
HISTORY OF CONCEPTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/140393
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=79432663
Идентификатор SCOPUS: 85214278359
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.4.945
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-18-00488 «Кризис ценностей и стратегии преодоления: идея “общего блага” в интеллектуальном дискурсе Британии и России (1650–1750)» (https://rscf.ru/project/22-18-00488/).
Карточка проекта РНФ: 22-18-00488
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2024_17.pdf388,29 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons